Старый Ворчун

5 августа 2013 г.

Не торопиться отправлять на пенсию старые, проверенные кадры.

Против российской экономики играет демографический кризис: хотя численность населения стабилизировалась и даже несколько выросла в последние годы, численность экономически активного и трудоспособного населения перестала расти и начала постепенно снижаться.

Это связано с так называемым демографическим "эхом войны", пишет в русском Forbes Александр Морозов, главный экономист HSBC по России и СНГ. Поколение, родившееся в 1920-е годы, после громадных потерь на полях сражений оказалось малочисленным в послевоенный период. Это привело к резкому снижению рождаемости в 1940-е годы и отозвалось более поздними волнами, с интервалом в 20-25 лет.

Как раз в настоящее время из-за очередной демографической волны снижается количество вступающих в трудовую жизнь. Одновременно начинает массово выходить на пенсию многочисленное поколение, рожденное в 1950-е годы. Количество рабочих рук (без учета трудовой миграции) сокращается, безработица снижается до исторически минимальных уровней, а конкуренция на рынке труда нарастает.

Стабилизация и некоторое снижение числа занятых в ближайшие годы будет стоить России потери примерно 1% роста ВВП по сравнению с 2000-ми годами. Негативное воздействие демографических факторов на рост российской экономики сохранится примерно до 2020 года, когда в трудоспособный возраст войдет многочисленное поколение рожденных в 2000-е годы.

Что можно и нужно делать в такой ситуации, рассуждает эксперт? Не торопиться отправлять на пенсию старые, проверенные кадры.

Сокращение притока молодежи на рынок труда ведет к снижению спроса на услуги высшего образования. "Молодежный" сегмент экономики (модные гаджеты, пиво) может остановить свой рост и даже начать сокращаться. А увеличение численности населения пенсионного возраста повышает спрос на услуги здравоохранения, лекарственного и социального обеспечения.

Чтобы успешно ответить на демографический вызов, компаниям уже сейчас необходимо инвестировать в новые технологии и оборудование, которые требуют меньше работников для своего обслуживания, делает вывод эксперт. Он также упоминает более активную миграционную политику.

1 комментарий:

  1. Пиво уже давно не молодежный сегмент. Даже пивовары начинают его позиционировать как "взрослый напиток".

    ОтветитьУдалить