Старый Ворчун

28 октября 2011 г.

Незваный Хамидуллин


Арбитражные суды завалены исками о взыскании с «Мосстройресурса» многомиллионных долгов. Вот только некоторые из них. Транскредитбанк пытается в судебном порядке взыскать с этого ГУП 1,025 млрд рублей долга. Банк «Уралсиб» добивается возвращения 795,8 млн рублей. Банк Москвы привлек «Мосстройресурс» в качестве соответчика по долгу 472 млн рублей.
Вал судебных исков на «Мосстрой-ресурс» обрушился на первый взгляд совершенно внезапно: компания вполне благополучно пережила кризис 2008 года и внешне работала весьма стабильно. Но ее финансовое положение начало резко ухудшаться прошедшим летом.
Практика показывает, что подобные экономические кульбиты часто происходят с теми предприятиями, которые, скажем так, не сами по себе банкротятся. Вот и в данном случае возникает вопрос: что виной такому плачевному положению дел — экономическая конъюнктура или чье-то желание в преддверии объявленного разгосударствления подвести компанию к банкротству преднамеренно, чтобы вывести активы, передав их «надежным людям» и оставив на балансе лишь финансовые обязательства?
Здесь нужно обратить внимание на одно совпадение: 18 апреля генеральным директором ГУП «Мосстройресурс» был назначен Альфред Хамидуллин — человек, который как минимум в двух российских регионах имеет репутацию предпринимателя, умеющего не возвращать многомиллионные долги и при этом выходить сухим из воды. На момент назначения генеральным директором московского ГУП личный долг Хамидуллина перед банками составлял 673 миллиона 97 691 рубль 74 копейки.


Как «неустановленное лицо» кинуло Сбербанк

В следственном отделении отдела милиции «Вишневский» УВД Казани еще в марте 2010 года по заявлению ОАО «Сбербанк России» было возбуждено уголовное дело №251697. 30 марта 2010 года следователь И.И. Ильин вынес постановление о признании потерпевшим по уголовному делу Советское отделение №6669 Сбербанка России. В документе написано: «Неустановленное лицо… по заключенным кредитным договорам… путем обмана и злоупотребления доверием сотрудников банка в период с 2007 года по 2008 год похитило денежные средства в общей сумме 319 900 000 рублей, принадлежащих Советскому отделению №6669 Сбербанка России».
Уже на следующий день, 31 марта, в деле появился протокол допроса свидетеля Владимира Язынина, сотрудника Сбербанка. Он рассказал, что в конце 2007 года в Советское отделение №6669 Сбербанка России обратился учредитель и руководитель ООО «Газсервис» Альфред Хамидуллин и попросил предоставить кредит его предприятию для «пополнения оборотных средств». Платежеспособность и «Газсервиса», и лично Хамидуллина не вызывала сомнений. Потому что именно Хамидуллин контролировал 38 газозаправочных станций, успешно работавших в Татарстане. К тому же по кредиту Хамидуллин предложил вполне приемлемый залог — железнодорожные газовые цистерны, которые, по документам, были собственностью ООО «Газсервис». Банкиры изучили техпаспорта цистерн, съездили на железнодорожные станции Туймазы (Башкортостан) и Нижняя Мактама (Татарстан), чтобы изучить цистерны на месте, признали залог ликвидным и заключили кредитный договор. С февраля по сентябрь 2008 года ООО «Газсервис» одиннадцатью траншами получил более 300 млн рублей под залог почти двух эшелонов — 139 цистерн.
Но обслуживать кредит «Газсервис» не стал. Сбербанк забросал и компанию, и лично Хамидуллина напоминаниями, предупреждениями, и в итоге обратился в суд. И Советский райсуд Казани вынес решение о взыскании долга. Был выписан и исполнительный лист о наложении ареста на залог — те самые цистерны. Но судебные приставы развели руками, потому что арестовывать оказалось нечего. Федеральное агентство железнодорожного транспорта на запрос службы судебных приставов ответило, что на балансе, то есть в собственности ООО «Газсервис», каких-либо железнодорожных цистерн нет. И никогда не было. Все документы о залоговом имуществе, представленные Хамидуллиным в Сбербанк для оформления кредита, оказались липовыми. Сбербанку ничего не оставалось, как обратиться с заявлением о возбуждении уголовного дела.
Но следствию почему-то так и не удалось разоблачить виновника. Это только в делах должников помельче, которые не возвращают потребительские кредиты на 100 тысяч рублей, правоохранительные органы радуют нас своей принципиальностью — осужденными за подобную мелочевку уже забиты российские колонии. А тут — будто бы и не было в деле показаний сотрудников банка о том, что именно Хамидуллин оформлял кредит, что именно Хамидуллин представил в банк документы о железнодорожных цистернах. Следствие несколько раз продлевалось, а потом было приостановлено ввиду «невозможности установить подозреваемого». И неустановленное лицо Хамидуллина продолжало радовать банкиров, но уже в других регионах России.

Сургутнефтегазбанк и те же лица

В отличие от Сбербанка, тюменский Сургутнефтегазбанк, также выдавший хамидуллинскому ООО «Газсервис» в виде кредитов более 300 млн рублей под залог имущества, не стал настаивать на возбуждении уголовного дела в отношении предпринимателя. Тюменцы пошли другим путем: предприняли попытку добиться наложения ареста на залоговое имущество. Правда, с тем же результатом.
Сургутнефтегазбанк предоставил ООО «Газсервис» кредиты еще в 2006–2007 годах. Когда в банке поняли, с кем столкнулись, кинулись в суды, которые приняли вполне предсказуемые решения о наложении ареста на имущество «Газсервиса». Но оказалось, что когда речь идет о сотнях миллионах рублей, судебное решение — это всего лишь бумага. Мало что значащая, пусть и принятая «именем Российской Федерации» и скрепленная печатью с гербом России. Загвоздка в том, что решения о взыскании долгов принимаются в тех регионах, где выдаются кредиты, а вот реализацией судебных решений должны заниматься только там, где зарегистрирован должник.
16 марта 2009 года Арбитражный суд Татарстана принял к производству заявление Сургутнефтегазбанка о банкротстве ООО «Газсервис». Дело поручили федеральному судье Фариту Мигунову. К слову, занимающему чуть ли соседний кабинет с судьями Арбитражного суда Татарстана Андреем Юшковым и Ильдаром Салимзяновым — мировыми знаменитостями, фигурантами «списка Магнитского». Но если Юшков и Салимзянов прославились благодаря своей чрезмерной расторопности, стремительным принятием судебных решений, ставших одним из ключевых звеньев хищения бюджетных средств, то арбитражный судья Мигунов заявление тюменского банка рассматривал больше года. Трогательно потакая прихотям ООО «Газсервис», который буквально завалил суд ходатайствами об отложении рассмотрения дела по существу. И только 2 июня 2010 года судья Мигунов вынес решение о начале процедуры банкротства предприятия-должника.
К тому времени в Татарстанском управлении службы судебных приставов скопилось уже несколько десятков исполнительных листов в отношении и ООО «Газсервис», и самого Альфреда Хамидуллина.
В июле 2010-го судебные приставы-исполнители вынесли определения о независимой оценке стоимости имущества ООО «Газсервис» и о передаче этого имущества на торги. Но дальше дело не сдвинулось. Едва начав решительные действия, приставы тут же их свернули. Потому что 25 октября в Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам Татарстана поступило определение судьи Вахитовского районного суда Казани (райсуд тоже прославился в рамках «дела Магнитского») А. Хусаенова о приостановлении исполнительного производства в связи с тем, что ООО «Газсервис» обжаловало июльские постановления приставов. Уже на следующий день, 26 октября, Хусаенов «именем Российской Федерации» удовлетворил заявление «Газсервиса», признав действия судебных приставов незаконными. Это решение обжаловали, и 6 декабря Верховный суд Татарстана отменил его. Но было уже поздно: арестовывать и выставлять на торги оказалось нечего. Потому что, как выяснилось, вся эта волокита и игра с обращением в районный суд понадобились «Газсервису» и его фактическому владельцу Альфреду Хамидуллину для того, чтобы вывести предприятие из одного региона в другой и ликвидировать его, передав активы другим предприятиям.
Вот хроника финишного этапа операции по выходу сухим из воды и с деньгами.
12 октября 2010 года ООО «Газсервис» меняет татарстанскую регистрацию на регистрацию в Республике Марий Эл.
19 октября 2010 года ООО «Газсервис» реорганизуется, разделившись на ООО «ГазТорг» и ООО «ГазСнаб», зарегистрированные также в Марий Эл. Но уже 25 октября ООО «ГазТорг» и ООО «ГазСнаб», предварительно поменяв место регистрации на татарстанское, начинают процедуру самоликвидации, одновременно обратившись в Арбитражный суд с заявлениями о банкротстве. Активы, естественно, были уже выведены. Сургутнефтегазбанк остался с носом.
Надо сказать, что в службе судебных приставов нашлись дотошные люди, которые попытались призвать к ответу самого Хамидуллина. Даже вынесли постановление о наложении на него запрета на выезд за пределы России. И возбудили сводное исполнительное производство №/*5374/10/1/16-СД по двадцати семи исполнительным листам о взыскании с него 673 миллионов 97 691 рубля 74 копеек. Но Хамидуллин 21 марта 2011 года пришел в службу судебных приставов сам и собственноручно написал объяснительную: «От долга не отказываюсь и приму все возможные законные меры по возврату задолженности в полном размере…»
Написал и отправился Москву. Устраиваться на работу.

Парашют в Москву

18 апреля 2011 года приказом №27 Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Москвы Альфреда Хамидуллина назначили генеральным директором ГУП «Мосстройресурс». Предприятия, играющего важнейшую роль в ценообразовании на строительном рынке Москвы. Потому что именно это предприятие — один из основных поставщиков металлопроката, цемента, бетона, растворов, ЖБИ, комплектующих материалов и проч. Именно «Мосстройресурс» осуществляет львиную долю поставок таким крупным московским застройщикам, как ДСК-1, ГК ПИК, Главстрой-менеджмент, СУ-155, Моспромстрой, Мосинжстрой, Мосводоканал, Мосэнерго, КРОСТ, «Баркли»…
На принятие этого странного кадрового решения могло, конечно, оказать влияние то, что Хамидуллин действительно имел некоторое отношение к татарстанскому строительному комплексу. Правда, отношение, мягко говоря, специфическое.
Еще в 2009 году правоохранительные органы республики заинтересовались деятельностью ОАО «Ипотечное агентство Республики Татарстан» (ИАРТ). Агентство было учреждено государством для реализации программы развития республиканского ипотечного рынка. Но не ограничилось ролью ипотечного оператора, включившись и в девелоперскую деятельность. Именно ИАРТ стало заказчиком возведения в Казани жилых комплексов «Московский», «Молодежный», элитных новостроек «Династия» и «Kazannova», коттеджного поселка «Загородный клуб», считавшегося казанской Рублевкой, и других новостроек.
Так вот, правоохранительные органы решили разобраться с историей покупки 48,72% акций преуспевающего государственного акционерного общества частной компанией ООО «Ипотечная компания РТ», с уставным фондом 10 тысяч рублей и единолично учрежденной Альфредом Хамидуллиным. Ничего криминального силовики не обнаружили, но выяснили в том числе и то, что в августе 2008 года ИАРТ предоставило хамидуллинскому предприятию кредит в размере 350 миллионов 300 тысяч рублей. По случайному совпадению, тогда же в августе, буквально через несколько дней, уже ООО «Ипотечная компания РТ» перевело ИАРТ 349 миллионов 555 тысяч рублей. Но не в счет погашения кредита, а в качестве оплаты 48,72% акций ОАО «Ипотечное агентство Республики Татарстан». Щедрость госкомпании, фактически выдавшей кредит на покупку своих собственных акций, труднообъяснима. Потому что ИАРТ на тот период было само по уши в кредитных долгах. И из этой долговой ямы так и не выбралось. Судя по балансовому отчету госкомпании за 2009 год, на конец года кредиторская задолженность ИАРТ составляла 1,7 млрд рублей. А предоставление многомиллионного кредита частной компании, тут же выкупающей акции госпредприятия, выглядит как вывод государственных активов в частные руки.
И вот с таким опытом — и в московский строительный рай. К моменту нового назначения Хамидуллина уже было известно, что мэрия города включила ГУП «Мосстройресурс» в список из 79 ГУПов, которые в 2011–2012 годах будут преобразованы в акционерные общества. И Альфреду Хамидуллину, как я полагаю, скорее всего, удалось применить свой богатейший опыт взаимоотношений с крупнейшими банками и в столичных реалиях.

А что об этом думает господин Хамидуллин?

Наше расследование было практически завершено еще в начале лета. 1 июня «Новая газета» обратилась с запросом в мэрию Москвы и к Альфреду Хамидуллину с предложением прокомментировать изложенную информацию. Комментариев мы так и не дождались. Но получили сообщение из Департамента градостроительной политики города Москвы, в котором было написано, что приказом №74 от 11.07.2011 «Хамидуллин А.К. освобожден от занимаемой должности».
И вздохнули с облегчением.
Но на днях появилась странная информация: несмотря на отставку с должности генерального директора ГУП «Мосстройресурс», фактически управлять этим предприятием продолжает Альфред Хамидуллин. Может быть, в этом кроется ответ на вопрос: почему кредиторы предприятия потянулись в арбитражные суды?

Комментариев нет:

Отправить комментарий