Премьер-министр Владимир Путин в отчете правительства перед Думой представил программу, альтернативную той, которую предлагает президент Дмитрий Медведев. Доклад о работе кабинета министров за прошлый год был больше похож на предвыборные тезисы. Кроме того, журналисты уличили премьера в искажении фактов.
По мнению экспертов, пообещав проводить социально-экономическую политику в интересах большинства, премьер фактически определил свою предвыборную платформу. И хотя в докладе Путина упоминалась ориентация властей на формирование в России массового среднего класса, аналитики считают, что интересам этой социальной группы премьер отвел минимальное внимание.
Как уверен политолог Глеб Павловский, Путин в докладе предложил свою модель государства, являющуюся альтернативой концепции модернизации, сформулированной президентом Медведевым. Глава правительства провозгласил необходимость не модернизации, а технологического обновления, подчеркнул эксперт.
Пока Медведев не прокомментировал предложения премьера, однако реакция из Кремля уже последовала. Помощник президента РФ Аркадий Дворкович накануне вступил с Путиным в заочную полемику. Как подчеркнул Дворкович, модернизация экономики должна рассматриваться не только как плавное поступательное целенаправленное развитие, как указал Путин в докладе, но как реформа всех секторов промышленности, АПК, социальной сферы и институтов.
"Нам эксперименты не нужны, но ограничиваться только поступательным развитием было бы неправильно", - пояснил помощник президента. По словам Дворковича, модернизация - это значительные изменения многих институтов и многих практик и процедур работы, в том числе и государственной власти.
Представители всех фракций в Госдуме, кроме "Единой России", пришли к выводу, что доклад Путина был больше похож на его предвыборную программу, чем на годовой отчет правительства. Единороссы с этим утверждением поспорили, заявив, что премьер провел системный анализ развития страны в посткризисный период. Повышенное внимание в документе к социальной сфере единороссы связали с тем фактом, что Россия - социальное государство.
По мнению лидера фракции ЛДПР Игоря Лебедева, и по продолжительности, и содержанию доклад было бы правильнее называть "посланием премьер-министра Государственной думе" по аналогии с посланием президента Федеральному собранию. По замечанию лидера фракции "Справедливая Россия" Николая Левичева, хотя Путин не позволил себе никаких политических акцентов и политических лозунгов, "между строк самого отчета" все равно угадывалось, что правительство готовило отчет с учетом думских и президентских выборов.
Координатор фракции КПРФ Сергей Решульский считает, что в отчете был проведен детальный анализ успехов, а об ошибках и их причинах не было сказано ни слова. Большая часть доклада была посвящена планам на будущее. Таким образом, считает Решульский, Путин выступил как кандидат в президенты.
В ответ на такие упреки глава думского комитета по экономической политике единоросс Евгений Федоров заявил, что вчера состоялся "системный, профессиональный разговор" о стратегии развитии страны "в посткризисной ситуации". "И планы на будущее в отчете совершенно логичны, так как иначе невозможно планировать сегодняшнюю жизнь, если не понимать ориентиров в планировании на несколько лет вперед", - отметил депутат.
Хотя премьер в своем докладе и жонглировал цифрами, доказывая успехи властей в преодолении последствий кризиса, о многом он предпочел либо промолчать, либо упомянуть вскользь.
В частности, указывают эксперты газеты, премьер обошел проблему неэффективности российской экономики - ведь при резком росте нефтяных цен темпы роста ВВП остаются прежними и составляют чуть более 4,4%. Путин же пытался доказать, что и эта цифра – большой успех, так как у остальных стран-членов "восьмерки" показатели еще меньше. Однако, отмечают аналитики, премьер почему-то не стал сравнивать Россию по этому критерию со странами БРИКС, где темпы роста ВВП в несколько раз выше.
Еще одним спорным моментом в речи премьера является тема автолокализации. Как заявил Путин, локализация должна быть уже где-то процентов под 60% и даже выше, и количество автомобилей должно выпускаться не 25 тысяч, как на первом этапе реформы, а примерно под 300 тысяч. Как указывают эксперты, Путин имел в виду не нынешнее положение иммигрантов от автопрома, а грядущие перспективы. В декабре 2010 года были приняты новые правила промсборки. Чтобы освободиться от пошлины на ввоз компонентов, автопроизводители должны в течение четырех лет довести локализацию до 60%. В настоящее время, по оценке специалистов, этот показатель составляет в среднем 30%.
Указывают наблюдатели и на странности с освещением проблемы обеспечения жильем военных. По словам Путина, в период с 2011 по 2013 год правительство выполнит свое обещание, приобретя для военных более 77 тыс. квартир. А ведь изначально глава Минобороны Анатолий Сердюков обещал, что эта проблема будет решена еще в 2010 году.
По мнению экспертов, Путин лукавит и тогда, когда говорит, что российский ОПК способен обеспечить современными вооружениями армию и флот. Между тем в Минобороны регулярно констатируют, что ни одна программа вооружений не была выполнена. Оборонный заказ прошлого года также выполнен всего на 30%. Вызывает сомнение и обещание удвоить с 2013 года производство нового ракетного вооружения, таких систем, как "Ярс", "Булава" и "Искандер-М". Все они должны делаться на заводе в Воткинске, мощностей которого на эти цели явно не хватит.
Комментариев нет:
Отправить комментарий