Старый Ворчун

12 июля 2011 г.

Трагедия "Булгарии"

 В России во вторник, 12 июля, - День национального траура по погибшим на теплоходе "Булгария", который затонул на Волге в воскресенье вместе с десятками пассажиров. Значительную часть погибших составляют дети. На всей территории страны приспущены государственные флаги, из теле- и радиоэфира исключены развлекательные программы и реклама и выйдут передачи, рассказывающие о крушении.

К 6 утра во вторник установлены личности 34 жертв, сообщается на официальном сайте правительства Татарстана. К этому часу из воды извлечены около 60 погибших, но уже ясно, что общее число жертв составит более 100.

Процедуры опознания проходят в Казани, куда прибыли свыше 200 родственников погибших. На Речном вокзале города действует штаб помощи пострадавшим, где работают психологи, медики и составляются списки пропавших без вести.

В списках пассажиров "Булгарии", составленных региональным МЧС, на вечер понедельника было 209 человек, но четверо в круиз не поехали, так что на борту находились 205 человек, из них 23 незарегистрированных пассажира. Спасены 79 человек.

Полный СПИСОК пассажиров и членов экипажа "Булгарии" опубликован на сайте МЧС Татарстана.

Приводим список опознанных жертв:

1. Зыятдинова Г. , 1985 г.
2. Киселев Д.В. , 1980 г.
3. Зайнуллина Э.Т., 1970 г.
4. Шарапова С.Р. , 1965 г.
5. Бойцова С.Г. 1956 г.
6. Нечаева Д.И., 2001 г.
7. Нуриева Л. , 1994 г.
8. Нуриева Л. , 1993 г.
9. Шагитов А., 1940 г.
10. Шагитова Ж., 1942 г.
11. Низамиев Р.Р. , 1980 г.
12. Игнарин И.Г., 1970 г.
13. Деревянко Е.И., 1958 г. поехала вместо Габазова Ф. (остался дома)
14. Забирова Л.Р., 1984 г.
15. Хайеретдинов А.Г., 1983 г.
16. Шарапова К.Н., 2000 г.
17. Сингатуллина А.А., 1943 г.
18. Крашенникова Л.К., 1930 г.
19. Валиева Г.М., 1953 г.
20. Низамиева Е.Е., 1982 г.
21. Будаева И. С., 1979 г.
22. Зиганшина Р.Г., 1964 г.
23. Сабирова З.Г., 1969 г.
24. Васягина М.С., 1941 г.
25. Васягина П.Ю., 2001 г.
26. Латыпова Г.С., 1957 г.
27. Калинина Т.А.
28. Низамиева Н.Б.
29. Калинина Н.Н., 1958 г.
30. Антонов В.И., 1961 г.
31. Рябчиков И.Е., 1980 г.
32. Хайеретдинова Р.Р., 1984 г.
33. Макарова Ю.Н.
34. Токарева А.Ю. 
В республике во вторник пройдут первые похороны. Все расходы на погребение берет на себя муниципалитет, родственникам будет выделен транспорт. Людей похоронят на двух основных кладбищах близ Казани - в поселках Киндери и Юдино.

Некоторым семьям предоставят возможность похоронить своих близких на других городских кладбищах в случае, если там есть родственные захоронения. Если кто-то пожелает похоронить своих погибших родных в других районах республики, им предоставят транспорт, сообщил  пресс-секретарь администрации Казани Лаззат Хайдаров.

В то же время круглосуточно ведется поиск погибших. В МЧС России подчеркивают, что эта работа продолжится, пока не поднимут последнее тело. В поисковых работах участвуют более 100 водолазов, задействованы тяжелое снаряжение, барокамеры и роботы.

Водолазы обследовали почти половину теплохода, но до некоторых помещений судна им пока не удалось добраться, в частности затруднен вход на главную палубу теплохода и в трюм.

Накануне водолазы обнаружили на затонувшем судне помещение с 30-40 погибшими детьми, где их собрали незадолго до катастрофы на развлекательное мероприятие. Поднять их можно будет только с помощью судов, оснащенных подъемными кранами.

Следствие рассматривает все без исключения версии произошедшего. Приоритетной пока остается версия о возможной технической неисправности "Булгарии", построенной еще в 1955 году в Чехословакии. Ранее было установлено, что при выходе из порта в Казани у теплохода уже наблюдался крен на правую сторону. Кроме того, у судна был неисправен один из двигателей. Способствовала катастрофе и плохая погода - гроза, сильный ветер и волнение.

Однако владельцы и арендаторы затонувшего теплохода, а также некоторые члены госкомиссии поставили озвученные версии под сомнение. Они указывают, что десятки устаревших судов, не имеющих лицензии, для которых обычным делом являются перегрузки, крены и неработающие двигатели, постоянно перевозят пассажиров по той же Волге, и подобных катастроф не случалось.

Один из членов госкомиссии, расследующей ЧП сообщил, что даже при неравномерном распределении внутри судна жидкости в переменных емкостях (топливных и масляных баках, а также цистернах для пресной воды и сточных вод) на "Булгарии" не мог быть создан критический крен. К тому же крен постоянно стабилизировался перекачкой топлива из баков, расположенных по разным бортам судна.

Гендиректор владевшей теплоходом компании "Камское речное пароходство" Валерий Кирчанов заявил, что неисправность одного из двух двигателей, а также небольшой крен в целом не влияли на безопасность рейса. Дело в том, что, по его словам, на дизель-электроходах даже один работающий двигатель вращает оба винта.

Что касается крена, то он из-за неравномерного расположения пассажиров и разной заполненности переменных емкостей вообще характерен для судов проекта, к которым относилась "Булгария". Накануне в Саратове в акватории Волги для проверки был остановлен теплоход "Композитор Глазунов", перевозивший 87 пассажиров, - построенный по тому же проекту и также имевший правый крен, говорится в статье.

Наконец, погода, на которую отчасти списывают катастрофу, хоть и была неблагоприятной, но "абсолютно ходовой", говорят источники издания в госкомиссии. Некритичным было и волнение - суда, к которым относится "Булгария", согласно их характеристикам, могут перемещаться в условиях водохранилища при волнах высотой до двух метров. Во время крушения волны не достигали и полутора метров.

Собеседники газеты склонны считать, что причина катастрофы связана с действиями экипажа судна, прежде всего, его капитана при совершении последнего маневра, которые и привели к потере "Булгарией" так называемой поперечной устойчивости.

Возможные версии собрала "Комсомольская правда" - вышло всего шесть. Только последней назван отказ одного из двигателей, на первом же месте значится погода. В статье отмечается, что это самая странная из возможных причин - казанские синоптики утверждают, что шторма вообще не было, только сильный ветер, который теплоходу не помеха.

Вторая версия - мель или иное препятствие, на которое могло наткнуться судно. Газета пишет, что в целом участок, где произошло крушение, считается спокойным, хотя, по словам здешних жителей, опасные места там все же есть.

Сомнению подвергается и третья версия - износ судна. "Теплоход - это не самолет, который служит 40 лет, он рассчитан на более длительный срок. В России по рекам бегают и более старые теплоходы. И ничего", - комментирует издание.

Еще одна возможная причина - разгерметизация корабля. Анонимные речники из Самары пояснили газете, что в попытках модернизировать судно вдоль корпуса тянули новые провода, для чего в корпусе делают через каждые 15 сантиметров небольшие отверстия для их крепления. Они подозревают, что такие отверстия и могли способствовать разгерметизации.

Наконец, много говорили накануне о том, что затопление могли ускорить открытые иллюминаторы. "КП" пишет, что это - единственная правдоподобная версия, на которой сходятся специалисты по речному судоходству.

В то же время, участники госкомиссии по расследованию комментируют версию с иллюминаторами с осторожностью, ссылаясь на то, что пока показания очевидцев, утверждавших, что те были открыты, пока не подтверждены водолазами, обследующими судно.

Похоже, без чьего-либо "покровительства" тут не обошлось, пишет газета. Собственник теплохода - компания "Камское речное пароходство" - примерно год назад передала судно (тогда оно называлось "Украина") в аренду ООО "Бриз". А те, в свою очередь, сдали его в пользование казанской компании ООО "АргоРечТур", которая и организовала круиз, закончившийся трагедией.

Возникает подозрение, что "двойная" сдача в аренду помогает распылить ответственность. Получается, что собственник может перевалить ее на плечи арендатора, а тот, в свою очередь, - на субарендатора, отмечается в статье.

Еще одна странность - десятки пассажиров-детей оказались с одинаковыми датами и годами рождения. Как предполагает КП, это может объясняться тем, что подростков записывали как детей до 12 лет - для того, чтобы купить круизную путевку по более низкой цене.
Теплоход "Булгария" уже тонул раньше - четыре года назад, причем именно в Куйбышевском водохранилище. Подробности биографии затонувшего судна, о которых, разумеется, не знали пассажиры перед роковым плаванием,  поведал бывший член экипажа штурман Михаил Иванов (фамилию он попросил изменить).

"Я ходил на "Булгарии" в 2007 году. И первым же перегонным рейсом по иронии судьбы примерно в том же районе, где он сейчас затонул, мы попали в сильный шторм. Нижние кубрики залило водой через иллюминаторы - рассохлись резинки на них. Задраив их крышками, мы продолжили рейс и, когда улучшились погодные условия, в авральном режиме заменили резинки", - рассказал Михаил.

Бывшие пассажиры судна также припомнили немало проблем: например, рассказали, что теплоход нередко глох в пути, из-за чего в рейсе происходили постоянные задержки.

В частности, несколько лет назад в МЧС обратились пассажиры "Булгарии", которые остались без питьевой воды, света и возможности пользоваться туалетами (санузлы были забиты). Он тогда с сотней человек на борту шел из Казани в Самару. В тот раз власти связались с хозяевами теплохода и потребовали в кратчайшие сроки устранить неполадки.

"3 июля теплоход возвращался из круизного рейса по маршруту Казань - Пермь - Казань, - рассказывают пассажиры. - За время рейса трижды глох двигатель. Последний раз за 100 метров до причальной стенки казанского порта. При отключении двигателя система электропитания обесточивалась - не работала даже радиосвязь".

Отправление в этот злополучный рейс было задержано на неделю, пока не собрали деньги за путевки, чтобы за счет них залатать технические огрехи. В результате на питание туристов денег не хватило. Даже хлеба вдоволь не было. Пока теплоход стоял в шлюзе, матросы команды бегали за хлебом. На борту в качестве питьевой воды пассажиры пили забортную волжскую (камскую). Скорость судна оказалась такой, что всякий раз оно опаздывало с приходом в порт на несколько часов. Из-за этого сокращались или вообще отменялись экскурсии.

"Я ходил на "Булгарии" два года назад до Ярославля, - говорит житель Набережных Челнов Вадим. - Уже тогда он был на последнем издыхании. Из-за поломки мы опоздали в Казань на 12 часов. Никогда не забуду, как нас через шлюзы в Новочебоксарске тащили на буксире".

По словам владельцев судна, перед навигацией на судне был проведен весь ремонт. Однако эксперты утверждают обратное. "По поводу ремонта скажу: его практически не было, - рассказал "МК" Михаил Иванов. - Нас подняли на сушу, поставили гребные валы в дейдвудную трубу (водонепроницаемая металлическая труба). Говорят, что судну корпус меняли в 2006 году, - не знаю, утверждать не буду. Глухих переборок, кроме как в машинном отделении, я больше и не видал, хотя облазил теплоход, можно сказать, от кормы до носа".

Слова матроса подтверждают и другие эксперты. В Управлении государственного морского и речного надзора журналистам сообщили, что у 785 двухпалубных теплоходов 2-й серии, к каким относилась и "Булгария" (ранее "Украина"), не предусмотрены "отсеки безопасности", то есть в нижнем отделении нет перегородок, которые препятствовали бы быстрому затоплению.

"Действительно, у всех судов этой серии нет перегородок, - сообщил Игорь Игнатов, начальник отдела организации расследования транспортных происшествий. - Эта особенность привела к тому, что вода распределялась сразу по всему нижнему отсеку".

Согласно международной конвенции по охране человеческой жизни на море, пассажирские суда обязаны иметь отсеки безопасности. Однако это правило утвердили в 1960 году, а "Булгария" появилась в 1955-м. В тексте конвенции прописано, что суда, построенные до ее принятия, могут быть модифицированы по усмотрению администрации. В данном случае никакой инициативы владельцы судна не проявили.

По словам другого члена экипажа, плававшего в том же, 2007 году, переборки (те, что не глухие) практически все сгнили. "Мы с другом приехали на "Булгарию" одними из первых после его длительной стоянки, - рассказывает он. - И ужаснулись, когда заглянули под слани (настил в трюме судна): в пассажирском отсеке набор (система балок, к которым крепится наружный настил палубы) напрочь отсутствовал. Ремонтники сказали, что задрали теплоход на слипе (сооружении для подъема судов на берег), валы воткнули, в плохих местах (в середине корпуса) металл поменяли, и все. Но до этого судно вроде варили летом 2006-го, а в ноябре 2006-го корпус был загрунтован и покрашен".

Комментариев нет:

Отправить комментарий