Старый Ворчун

22 сентября 2010 г.

В росте цен на продукты виноваты сами россияне и чиновники



Цены на продукты, судя по всему, окончательно вышли из-под контроля чиновников. Впервые за несколько лет в августе инфляция не снижалась (или стояла на нуле), а рванула вверх (прибавив сразу 0,6%). И судя по всему, цены до конца года только и будут делать, что разгоняться.

В чем причина такого ускорения? Власти обвиняют в жадности спекулянтов, мол, это они накручивают цены. Торговцы оправдываются, что цены разгоняет плохой урожай. А эксперты экономического клуба консалтинговой компании ФБК пришли к выводу, что основной вклад в рост цен на продукты внесли чиновники и сами россияне. Первые, по мнению экономистов, слишком увлеклись замещением импортных товаров отечественными, а вторые - устроив ажиотажный спрос.

Выискивать тех, кто во всем виноват, - любимое занятие экономистов. Особенно в таком вопросе, как рост цен на продукты. На рынке продовольствия в кого пальцем ни ткни - рыльце в пушку, а на лбу написано желание заработать. Но и против реальных фактов не попрешь: в нынешнем году урожай зерна, гречки, картошки и других народных продуктов в 1,5 - 2 раза хуже, чем в 2009 году.

- В 2003 году организаций оптовой торговли, то есть перекупщиков, было в 2,5 раза больше, чем розничных торговцев - то есть продавцов, а в 2008 году ситуация ухудшилась, перекупщиков стало больше в 3,5 раза! - показывает еще одно «тонкое место» в продовольственной цепочке директор стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.

Часть вины лежит и на розничной торговле, которая частенько завышает стоимость не пострадавших от засухи продуктов. Но трудно обвинять в высоких ценах бизнес, который работает в условиях дикого рынка. Проблема в другом. Экономисты предлагают оценивать ситуацию глобальнее.

- Главная причина роста цен - низкая конкурентоспособность нашей экономики, - считает президент Института энергетической политики Владимир Милов. - Слишком много монополий и компаний с доминирующим положением на рынке.

Жара и засуха были не в одной России. А что там с инфляцией? К примеру, на Украине в августе рост цен составил 1,2%, в Азербайджане - 0,7%. А вот в Молдавии цены, наоборот, снизились на 0,9%,  в Казахстане инфляция стоит как вкопанная - 0%. При этом в этих странах потери урожая еще больше, чем в России.

- Азербайджан, Украина и Россия - что их объединяет, кроме роста цен в августе? - спрашивает Игорь Николаев. И сам же отвечает: - Они проводят политику импортозамещения. Если вы хотите сами все производить, то во время таких катастроф происходит провал. Не удается быстро наладить поставку импортных товаров.

Зато дефляция в Молдавии (это когда цены дают отрицательный рост) и нулевая инфляция в Казахстане объясняются тем, что на рынок спокойно поступала импортная продукция - оттуда, где засуха не нанесла большого урона урожаю. Все это и сбивало рост цен.

Причем население морально готово к высокой инфляции. Опросы Левада-Центра показывают, что 85 - 90% населения ожидают мощного роста цен на продукты. А ожидание высокой инфляции, как это всегда и водится, разогревает спекулятивный спрос на продовольствие.

- Если бы такой дефицит гречки случился лет 10 - 15 назад, крупа бы исчезла с прилавков очень надолго, - считает руководитель отдела изучения доходов и потребления Левада-Центра Марина Красильникова. - Сейчас гречка, пусть по 70 рублей, но все-таки есть в магазинах.

Социолог говорит, что поведение населения с годами меняется. Россияне более спокойно реагируют на ценовые катаклизмы: хоть закупаются впрок (что, естественно, подстегивает цены), но в меньших объемах, чем в былые годы. Во-первых, люди неоднократно обжигались на затаривании продуктов. Жучки и пищевая моль выедают все припасы: от крупы до перца. А во-вторых, сэкономив на закупках впрок, люди активнее откладывают на черный день. Опросы все того же Левада-Центра показывают, что индекс финансовых настроений выше, чем индекс потребительских.

- В 2008 году Россия была на первом месте в мире по закупке долларов и евро, - говорит доцент Международного института экономики и финансов Высшей школы экономики Владимир Соколов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий