Было время – они блистали на спортивных трассах, устанавливали рекорды и просто восхищали своим видом, мощью и скоростью. Сегодня они экспонаты тематической экспозиции «Легенды советского автоспорта» на XXI «Олдтаймер-галерее».
«Эстония-3» – первый советский гоночный автомобиль, выпускавшийся серийно (в 1960-1962 гг. по заказу ЦС ДОСААФ было выпущено 36 машин). Дальнейшее развитие концепции, заложенной в конструкцию первой «Эстонии», привнесло ряд отличий: облегченная пространственная трубчатая рама, задняя независимая подвеска с пружинами в качестве упругих элементов (вместо поперечной рессоры), мотоциклетный двигатель ИМЗ-М52С развивал уже не 30, а 35 л.с.
«Эстония-15М» являлась основной моделью класса Формула-4 «Молодежная» для автомобилей с объемом двигателя 350 куб. см. Автомобиль изначально проектировался как простой и недорогой в производстве и обслуживании и оказался достаточно массовым: в 1968-1976 гг. было выпущено более 200 (!) машин. Они использовались в соревнованиях до конца 1983 года, когда «Молодежная» была исключена из всесоюзной классификации.
Основным гоночным автомобилем на советских кольцевых трассах первой половины 1980-х стала «Эстония-20», которая являлась дальнейшей эволюцией 19-й серии. В основном, изменения касались аэродинамики. В частности, в конструкции изначально имелись переднее и заднее антикрылья с возможностью настройки угла атаки. Двигатель ВАЗ-21011 объемом 1,3 л, подготовленный по требованиям формулы «Восток», развивал 85-90 л.с. В 1980-1985 гг. было выпущено 263 автомобиля, один из них стал тысячным гоночным болидом, выпущенным на предприятии ТОАРЗ (к слову, отпускная цена «Эстонии-20″ составляла 8000 рублей). Автомобиль принимал участие в соревнованиях вплоть до конца 1980-х.
А на этой «Эстонии-25» еще совсем недавно в белорусском «кольце» ездил Андрей Пресняков…
Кто помнит амбициозный проект 20-летней давности, когда немец Йохан Кнапп пытался организовать производство «формул» не где-нибудь, а именно в Минске? Одним из детищ совместного предприятия стал этот JAK 26 с углепластиковым монококом и довольно продвинутой для своего времени технической начинкой…
А это прототип «формулы» «Русь». В отличие от серийных машин, оснащавшихся моторами Alfa Romeo, на это шасси был установлен двигатель ВАЗ-2108 мощностью 160 л.с.
«Киев-Спорт» (1952 г.) уникален как минимум тем, что его конструкция была разработана Киевским авиационным конструкторским бюро (ныне ОКБ имени О.К.Антонова). Несущим элементом здесь является пространственная рама из тонкостенных стальных труб, внешние панели из дюралюминия скреплены между собой методом клепки. Также применены авиационные лючки для заливных горловин и габаритные огни. Всего было построено несколько машин, но именно на этой, оснащенной двигателем от «Москвич-407» мощностью 70-75 л.с., в 1960 году Юрий Лихацкий стал серебряным призером чемпионата УССР по шоссейно-кольцевым гонкам.
«Тарту-1» – не совсем обычная «Эстония», построенная в 1963 г. для участия в кольцевых гонках. Шасси представляло собой пространственную раму из стальных труб, двигатель ГАЗ-21, сблокированный с коробкой передач ЗАЗ-965, располагался перед задней осью, кресло пилота смещено вправо из соображений распределения массы. Для доступа к узлам автомобиля его цельный стальной кузов поднимался полностью. «Тарту-1» выставлялся в гонках в сезонах 1963-1965 гг.
Пожалуй, наибольший интерес у посетителей и экспертов вызвали рекордные автомобили, созданные Эдуардом Лорентом. И пусть на фоне отреставрированного первого советского драгстера «Харьков-Л3» оставшийся в аутентичном состоянии «Харьков-Л2» смотрится скромно, именно на его счету 30 рекордов, в том числе 14 международных, поставленных в 1955-1972 гг. Эдуардом Лорентом и его сыном Валерием!
С развалом Союза автоспортивная индустрия пришла в упадок, по прошествии лет техника «растерялась» на просторах бывшего государства… Тем не менее, многие автомобили, в том числе уникальные экспонаты, дожили до наших дней, и можно не сомневаться, стараниями реставраторов обретут свой первоначальный облик. Будем ждать!
«Эстония-3» – первый советский гоночный автомобиль, выпускавшийся серийно (в 1960-1962 гг. по заказу ЦС ДОСААФ было выпущено 36 машин). Дальнейшее развитие концепции, заложенной в конструкцию первой «Эстонии», привнесло ряд отличий: облегченная пространственная трубчатая рама, задняя независимая подвеска с пружинами в качестве упругих элементов (вместо поперечной рессоры), мотоциклетный двигатель ИМЗ-М52С развивал уже не 30, а 35 л.с.
«Эстония-15М» являлась основной моделью класса Формула-4 «Молодежная» для автомобилей с объемом двигателя 350 куб. см. Автомобиль изначально проектировался как простой и недорогой в производстве и обслуживании и оказался достаточно массовым: в 1968-1976 гг. было выпущено более 200 (!) машин. Они использовались в соревнованиях до конца 1983 года, когда «Молодежная» была исключена из всесоюзной классификации.
Основным гоночным автомобилем на советских кольцевых трассах первой половины 1980-х стала «Эстония-20», которая являлась дальнейшей эволюцией 19-й серии. В основном, изменения касались аэродинамики. В частности, в конструкции изначально имелись переднее и заднее антикрылья с возможностью настройки угла атаки. Двигатель ВАЗ-21011 объемом 1,3 л, подготовленный по требованиям формулы «Восток», развивал 85-90 л.с. В 1980-1985 гг. было выпущено 263 автомобиля, один из них стал тысячным гоночным болидом, выпущенным на предприятии ТОАРЗ (к слову, отпускная цена «Эстонии-20″ составляла 8000 рублей). Автомобиль принимал участие в соревнованиях вплоть до конца 1980-х.
А на этой «Эстонии-25» еще совсем недавно в белорусском «кольце» ездил Андрей Пресняков…
Кто помнит амбициозный проект 20-летней давности, когда немец Йохан Кнапп пытался организовать производство «формул» не где-нибудь, а именно в Минске? Одним из детищ совместного предприятия стал этот JAK 26 с углепластиковым монококом и довольно продвинутой для своего времени технической начинкой…
А это прототип «формулы» «Русь». В отличие от серийных машин, оснащавшихся моторами Alfa Romeo, на это шасси был установлен двигатель ВАЗ-2108 мощностью 160 л.с.
«Киев-Спорт» (1952 г.) уникален как минимум тем, что его конструкция была разработана Киевским авиационным конструкторским бюро (ныне ОКБ имени О.К.Антонова). Несущим элементом здесь является пространственная рама из тонкостенных стальных труб, внешние панели из дюралюминия скреплены между собой методом клепки. Также применены авиационные лючки для заливных горловин и габаритные огни. Всего было построено несколько машин, но именно на этой, оснащенной двигателем от «Москвич-407» мощностью 70-75 л.с., в 1960 году Юрий Лихацкий стал серебряным призером чемпионата УССР по шоссейно-кольцевым гонкам.
«Тарту-1» – не совсем обычная «Эстония», построенная в 1963 г. для участия в кольцевых гонках. Шасси представляло собой пространственную раму из стальных труб, двигатель ГАЗ-21, сблокированный с коробкой передач ЗАЗ-965, располагался перед задней осью, кресло пилота смещено вправо из соображений распределения массы. Для доступа к узлам автомобиля его цельный стальной кузов поднимался полностью. «Тарту-1» выставлялся в гонках в сезонах 1963-1965 гг.
Пожалуй, наибольший интерес у посетителей и экспертов вызвали рекордные автомобили, созданные Эдуардом Лорентом. И пусть на фоне отреставрированного первого советского драгстера «Харьков-Л3» оставшийся в аутентичном состоянии «Харьков-Л2» смотрится скромно, именно на его счету 30 рекордов, в том числе 14 международных, поставленных в 1955-1972 гг. Эдуардом Лорентом и его сыном Валерием!
С развалом Союза автоспортивная индустрия пришла в упадок, по прошествии лет техника «растерялась» на просторах бывшего государства… Тем не менее, многие автомобили, в том числе уникальные экспонаты, дожили до наших дней, и можно не сомневаться, стараниями реставраторов обретут свой первоначальный облик. Будем ждать!
Комментариев нет:
Отправить комментарий