Регионы России вправе не устраивать у себя прямые выборы главы, если им это не представляется целесообразным. Как и предсказывалось несколько дней назад в прессе, Госдума приняла в первом чтении законопроект, сворачивающий начинания президента Дмитрия Медведева о либерализации выборного процесса.
Новый закон позволяет субъектам федерации самим определять порядок избрания губернатора - прямым голосованием населения или решением регионального парламента. Такой порядок вещей поддержали 403 депутата при необходимом минимуме в 226, 10 были против.
Федеральные законы о выборах в современной России меняются стремительно. Законопроект, предусматривающий возвращение прямых выборов глав регионов, был с такой же легкостью принят в 2012 году по инициативе бывшего президента России Дмитрия Медведева. 14 октября, в единый день голосования, прошли первые выборы по новым правилам.
Несмотря на убедительные результаты голосования в поддержку, дискуссия по законопроекту была очень острой.
В частности, депутат-коммунист Анатолий Локоть заметил, что проект закона "крепко удивил и даже озадачил". Он заявил, что с пониманием относится к тем 12 депутатам, которые выступили авторами этой законодательной инициативы, однако, заметил он, "все мы понимаем, что не они являются инициаторами этого законопроекта, реальным инициатором является политическая власть в нашей стране".
По словам Локотя, предоставление регионам права самим решать, как выбирать губернатора, по сути, подрывает единое политическое пространство страны - "предлагается узаконить суверенизацию субъектов РФ".
Как заметил депутат-коммунист, федеральная власть в данном случае идет на поводу у некоторых регионов, и это напоминает ситуацию 1990-х годов, когда субъектам Федерации предложили взять столько суверенитета, сколько они готовы осилить.
"Это первый признак распада государства или переосмысления государственного устройства", - полагает парламентарий. При этом Локоть не уточнил, как фракция будет голосовать за этот проект закона.
Выступивший от фракции ЛДПР Владимир Овсянников в свою очередь согласился с предыдущим выступающим: "Мы действительно создаем предпосылки суверенизации субъектов".
По его словам, такого рода шаги - это путь к конфедеративному устройству государства. "Хватит баловаться с этим, надо принять единый закон для всех субъектов", - заявил депутат. При этом он в очередной раз подтвердил позицию ЛДПР, которая выступает за назначение губернаторов, против их прямых выборов.
Ко второму чтению, сказал представитель ЛДПР, фракция внесет свои поправки в проект закона с тем, чтобы "дать президенту противоядие", которым он сможет воспользоваться, если парламент под влиянием местных кланов или олигархов откажется поддерживать предложенную главой государства кандидатуру на пост руководителя региона. Овсянников сказал, что либерал-демократы готовы проголосовать в первом чтении за законопроект.
Представитель фракции "Справедливая Россия" Александр Тарнавский в свою очередь также заявил о том, что эсеры проголосуют в своем большинстве за этот законопроект. Тем не менее, добавил он, это не означает его безоговорочную поддержку, и во фракции данное голосование расценивают как готовность "поговорить - мы открываем дискуссию".
Однако, по словам главы Комитета по конституционному законодательству Владимира Плигина, никоим образом вопрос о суверенизации здесь не стоит.
Руководитель фракции "Единая Россия" Владимир Васильев, комментируя журналистам этот законопроект, сказал, что депутаты не могут игнорировать обращения, поступающие из некоторых республик Северного Кавказа, по поводу необходимости изменения порядка избрания главы региона.
"Люди говорят: "Регионам должна быть предоставлена возможность и другого варианта избрания глав субъектов, отличного от прямых выборов", - пояснил он.
"Прямые выборы губернаторов, безусловно, востребованы обществом и полностью соответствуют интересам государства, их можно только приветствовать", - добавил руководитель фракции. Однако нельзя не учитывать и особенности национальных республик, уверен Васильев.
Авторами поправок в закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" являются 12 депутатов Госдумы - представители всех ее фракций.
"Проект Федерального закона призван учесть региональное многообразие РФ и устанавливает возможность определения законом субъекта РФ иного, отличного от общего порядка избрания высшего должностного лица субъекта РФ", - говорится в пояснительной записке.
Как подчеркивается в документе, эта законодательная инициатива "также направлена на обеспечение устойчивого социально-экономического развития субъектов РФ и сохранение межнационального мира и согласия".
В качестве альтернативы ныне действующему порядку предусматривается, что губернатора могут избрать при соблюдении определенной процедуры депутаты Заксобрания.
Для этого каждая из представленных в Госдуме или в региональном парламенте партий предлагает президенту не менее трех своих кандидатов на пост главы субъекта РФ. Парламентские партии должны провести консультации с теми партиями, которые не обладают правом выдвижения, но имеют региональное отделение в субъекте, где предстоят выборы губернатора.
Причем кандидатом от партии на должность высшего должностного лица субъекта РФ может быть и беспартийный, и представитель "чужой" политической силы.
Затем президент выбирает из представленных ему три кандидатуры и предлагает их региональному парламенту. Порядок выборов губернатора депутатами должен быть определен законом субъекта РФ.
Ранее Владимир Плигин не исключил, что закон может быть использован уже в рамках единого дня голосования в сентябре. Как подчеркнул парламентарий, "применение различных форм выдвижения и избрания глав субъектов РФ вполне допустимо и не означает умаления демократических институтов".
В свою очередь, авторы не рассматривают свою законодательную инициативу как отказ от прямых выборов глав регионов, как это трактуют критики.
"Принципиальная новация законопроекта в том, что регионы смогут сами определять порядок выборов губернаторов, исходя из своей специфики. А какая схема в итоге окажется наиболее востребованной, покажет время", - пояснил журналистам один из авторов проекта закона единоросс Михаил Старшинов.
Новый закон позволяет субъектам федерации самим определять порядок избрания губернатора - прямым голосованием населения или решением регионального парламента. Такой порядок вещей поддержали 403 депутата при необходимом минимуме в 226, 10 были против.
Федеральные законы о выборах в современной России меняются стремительно. Законопроект, предусматривающий возвращение прямых выборов глав регионов, был с такой же легкостью принят в 2012 году по инициативе бывшего президента России Дмитрия Медведева. 14 октября, в единый день голосования, прошли первые выборы по новым правилам.
Несмотря на убедительные результаты голосования в поддержку, дискуссия по законопроекту была очень острой.
В частности, депутат-коммунист Анатолий Локоть заметил, что проект закона "крепко удивил и даже озадачил". Он заявил, что с пониманием относится к тем 12 депутатам, которые выступили авторами этой законодательной инициативы, однако, заметил он, "все мы понимаем, что не они являются инициаторами этого законопроекта, реальным инициатором является политическая власть в нашей стране".
По словам Локотя, предоставление регионам права самим решать, как выбирать губернатора, по сути, подрывает единое политическое пространство страны - "предлагается узаконить суверенизацию субъектов РФ".
Как заметил депутат-коммунист, федеральная власть в данном случае идет на поводу у некоторых регионов, и это напоминает ситуацию 1990-х годов, когда субъектам Федерации предложили взять столько суверенитета, сколько они готовы осилить.
"Это первый признак распада государства или переосмысления государственного устройства", - полагает парламентарий. При этом Локоть не уточнил, как фракция будет голосовать за этот проект закона.
Выступивший от фракции ЛДПР Владимир Овсянников в свою очередь согласился с предыдущим выступающим: "Мы действительно создаем предпосылки суверенизации субъектов".
По его словам, такого рода шаги - это путь к конфедеративному устройству государства. "Хватит баловаться с этим, надо принять единый закон для всех субъектов", - заявил депутат. При этом он в очередной раз подтвердил позицию ЛДПР, которая выступает за назначение губернаторов, против их прямых выборов.
Ко второму чтению, сказал представитель ЛДПР, фракция внесет свои поправки в проект закона с тем, чтобы "дать президенту противоядие", которым он сможет воспользоваться, если парламент под влиянием местных кланов или олигархов откажется поддерживать предложенную главой государства кандидатуру на пост руководителя региона. Овсянников сказал, что либерал-демократы готовы проголосовать в первом чтении за законопроект.
Представитель фракции "Справедливая Россия" Александр Тарнавский в свою очередь также заявил о том, что эсеры проголосуют в своем большинстве за этот законопроект. Тем не менее, добавил он, это не означает его безоговорочную поддержку, и во фракции данное голосование расценивают как готовность "поговорить - мы открываем дискуссию".
Однако, по словам главы Комитета по конституционному законодательству Владимира Плигина, никоим образом вопрос о суверенизации здесь не стоит.
Руководитель фракции "Единая Россия" Владимир Васильев, комментируя журналистам этот законопроект, сказал, что депутаты не могут игнорировать обращения, поступающие из некоторых республик Северного Кавказа, по поводу необходимости изменения порядка избрания главы региона.
"Люди говорят: "Регионам должна быть предоставлена возможность и другого варианта избрания глав субъектов, отличного от прямых выборов", - пояснил он.
"Прямые выборы губернаторов, безусловно, востребованы обществом и полностью соответствуют интересам государства, их можно только приветствовать", - добавил руководитель фракции. Однако нельзя не учитывать и особенности национальных республик, уверен Васильев.
Авторами поправок в закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" являются 12 депутатов Госдумы - представители всех ее фракций.
"Проект Федерального закона призван учесть региональное многообразие РФ и устанавливает возможность определения законом субъекта РФ иного, отличного от общего порядка избрания высшего должностного лица субъекта РФ", - говорится в пояснительной записке.
Как подчеркивается в документе, эта законодательная инициатива "также направлена на обеспечение устойчивого социально-экономического развития субъектов РФ и сохранение межнационального мира и согласия".
В качестве альтернативы ныне действующему порядку предусматривается, что губернатора могут избрать при соблюдении определенной процедуры депутаты Заксобрания.
Для этого каждая из представленных в Госдуме или в региональном парламенте партий предлагает президенту не менее трех своих кандидатов на пост главы субъекта РФ. Парламентские партии должны провести консультации с теми партиями, которые не обладают правом выдвижения, но имеют региональное отделение в субъекте, где предстоят выборы губернатора.
Причем кандидатом от партии на должность высшего должностного лица субъекта РФ может быть и беспартийный, и представитель "чужой" политической силы.
Затем президент выбирает из представленных ему три кандидатуры и предлагает их региональному парламенту. Порядок выборов губернатора депутатами должен быть определен законом субъекта РФ.
Ранее Владимир Плигин не исключил, что закон может быть использован уже в рамках единого дня голосования в сентябре. Как подчеркнул парламентарий, "применение различных форм выдвижения и избрания глав субъектов РФ вполне допустимо и не означает умаления демократических институтов".
В свою очередь, авторы не рассматривают свою законодательную инициативу как отказ от прямых выборов глав регионов, как это трактуют критики.
"Принципиальная новация законопроекта в том, что регионы смогут сами определять порядок выборов губернаторов, исходя из своей специфики. А какая схема в итоге окажется наиболее востребованной, покажет время", - пояснил журналистам один из авторов проекта закона единоросс Михаил Старшинов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий