В Кремле взялись воспитать в народе патриотизм и гордость своей страной, флагом и законами - это задача нового управления по общественным проектам (УОП), которое создается субботним указом президента Владимира Путина "О совершенствовании госполитики в области патриотического воспитания". Ссылаются при этом на зарубежный опыт и, в частности, намерены изучить патриотические программы США. Вместе с тем сами кремлевские чиновники признают, что фактически возрождается практика КПСС: со времен существования в СССР секретаря по идеологии ничего подобного еще не было.
Идея создания отдельного органа родилась по итогам посещения Путиным кадетского училища в Краснодаре 12 сентября, в ходе которого президент провел совещание по нравственному состоянию российского общества и проблемам духовного и патриотического воспитания молодежи. Тогда он среди прочего отметил, что "искажение национального исторического, нравственного сознания приводило к катастрофе целые государства", а единственным фундаментом, на котором нужно строить будущее страны, является патриотизм.
Путин высказал мнение, что может быть использован лучший опыт воспитания и просвещения в Российской империи и Советском Союзе, но "нельзя ничего идеализировать, ничего повторять в том виде, в котором было в прежние времена". Он отверг и "так называемый казенный патриотизм, охранительство" и идеи "расовой, национальной и религиозной исключительности", которые приносят ровно противоположные эффекты.
Помимо изучения американского и другого зарубежного опыта, в России будут проведены социологические исследования. Выделены две целевые аудитории - юные и пожилые, поскольку среднее поколение сформировалось в тяжелый период развала Советского Союза.
"Соберем экспертов, выделим ключевые направления. Найдем средства на хорошие российские фильмы и мультфильмы, провезем писателей по малым городам, посмотрим, что можно сделать в школе и особенно во внешкольной работе, пообщаемся с предпринимателями, которые нацелены на работу в своей стране", - цитирует "Коммерсант" своего собеседника.
УОП займется "идеологией, контентом, системными, смысловыми вещами в рамках работы с культурными средами, молодежью, гражданским обществом". Например, будет взаимодействовать с образовательным сообществом по вопросу введения дополнительных программ по патриотическому воспитанию в школах и работать с творческими союзами по части подготовки патриотических фильмов и сериалов, подтверждает РБК daily кремлевский чиновник. Он добавил, что работать предполагается в том числе с "креативным классом", включающим протестующих "рассерженных горожан".
Однако эксперты, опрошенные "Независимой газетой", пока относятся к новому кремлевскому проекту со скептицизмом. Члену научного совета Московского центра Карнеги Николаю Петрову кажутся немного странными ссылки на мировой опыт. "У нас принципиально другая конструкция системы. В США на прозрачной основе осуществляется взаимодействие государства с общественными организациями, без всяких вспомогательных структур. У нас, по сути, речь идет об усилении контроля над обществом со стороны дополнительного управления в администрации президента", - поясняет он.
По мнению Петрова, Кремль по сути займется формированием обширной "группы поддержки" власти: "Это попытки создать для Кремля идеологическую консервативную опору в ситуации, когда есть протестующее меньшинство". Причем эти усилия могут помешать руководству страны при проведении реформ. Легитимность нужна Путину не просто так, а чтобы свободно проводить социально-экономические преобразования. "Но проблема в том, что, борясь за эту легитимность, он формирует некое апатичное патерналистское большинство, не столько пропутинское, сколько стремящееся сохранить статус-кво, который потом будет связывать ему руки", - объясняет эксперт.
Глава фонда "Эффективная политика" Глеб Павловский недоволен тем, что "администрация президента почему-то считает себя педагогом". Идея о том, что страна непатриотична и ее надо воспитывать в этом направлении, "сама по себе выдает тайную предпосылку, тайное презрение к собственным гражданам, которые считаются непатриотичными", говорит он.
"В любой стране, не только демократической, по умолчанию предполагается, что граждане скорее патриотичны, чем наоборот. Поэтому здесь есть попытка придумать новое название и новую форму прежнему виду деятельности, который существовал в прошлом, - жесткому диктату идеологии с позиции учителя", - заключает политолог.
Идея создания отдельного органа родилась по итогам посещения Путиным кадетского училища в Краснодаре 12 сентября, в ходе которого президент провел совещание по нравственному состоянию российского общества и проблемам духовного и патриотического воспитания молодежи. Тогда он среди прочего отметил, что "искажение национального исторического, нравственного сознания приводило к катастрофе целые государства", а единственным фундаментом, на котором нужно строить будущее страны, является патриотизм.
Путин высказал мнение, что может быть использован лучший опыт воспитания и просвещения в Российской империи и Советском Союзе, но "нельзя ничего идеализировать, ничего повторять в том виде, в котором было в прежние времена". Он отверг и "так называемый казенный патриотизм, охранительство" и идеи "расовой, национальной и религиозной исключительности", которые приносят ровно противоположные эффекты.
Помимо изучения американского и другого зарубежного опыта, в России будут проведены социологические исследования. Выделены две целевые аудитории - юные и пожилые, поскольку среднее поколение сформировалось в тяжелый период развала Советского Союза.
"Соберем экспертов, выделим ключевые направления. Найдем средства на хорошие российские фильмы и мультфильмы, провезем писателей по малым городам, посмотрим, что можно сделать в школе и особенно во внешкольной работе, пообщаемся с предпринимателями, которые нацелены на работу в своей стране", - цитирует "Коммерсант" своего собеседника.
УОП займется "идеологией, контентом, системными, смысловыми вещами в рамках работы с культурными средами, молодежью, гражданским обществом". Например, будет взаимодействовать с образовательным сообществом по вопросу введения дополнительных программ по патриотическому воспитанию в школах и работать с творческими союзами по части подготовки патриотических фильмов и сериалов, подтверждает РБК daily кремлевский чиновник. Он добавил, что работать предполагается в том числе с "креативным классом", включающим протестующих "рассерженных горожан".
Однако эксперты, опрошенные "Независимой газетой", пока относятся к новому кремлевскому проекту со скептицизмом. Члену научного совета Московского центра Карнеги Николаю Петрову кажутся немного странными ссылки на мировой опыт. "У нас принципиально другая конструкция системы. В США на прозрачной основе осуществляется взаимодействие государства с общественными организациями, без всяких вспомогательных структур. У нас, по сути, речь идет об усилении контроля над обществом со стороны дополнительного управления в администрации президента", - поясняет он.
По мнению Петрова, Кремль по сути займется формированием обширной "группы поддержки" власти: "Это попытки создать для Кремля идеологическую консервативную опору в ситуации, когда есть протестующее меньшинство". Причем эти усилия могут помешать руководству страны при проведении реформ. Легитимность нужна Путину не просто так, а чтобы свободно проводить социально-экономические преобразования. "Но проблема в том, что, борясь за эту легитимность, он формирует некое апатичное патерналистское большинство, не столько пропутинское, сколько стремящееся сохранить статус-кво, который потом будет связывать ему руки", - объясняет эксперт.
Глава фонда "Эффективная политика" Глеб Павловский недоволен тем, что "администрация президента почему-то считает себя педагогом". Идея о том, что страна непатриотична и ее надо воспитывать в этом направлении, "сама по себе выдает тайную предпосылку, тайное презрение к собственным гражданам, которые считаются непатриотичными", говорит он.
"В любой стране, не только демократической, по умолчанию предполагается, что граждане скорее патриотичны, чем наоборот. Поэтому здесь есть попытка придумать новое название и новую форму прежнему виду деятельности, который существовал в прошлом, - жесткому диктату идеологии с позиции учителя", - заключает политолог.
Комментариев нет:
Отправить комментарий