Старый Ворчун

13 сентября 2012 г.

Арифметика, никакого мошенничества .

Оригинал взят у в Арифметика, никакого мошенничества .
Демонтаж пенсионной систмы начали бы еще в этом году, если бы Путин нутром не чуял, что таким образом он существенно расширит базу для социального протеста. Ведь ограбить предлагается именно «рассерженных горожан» — относительно молодых, обеспеченных да к тому же образованных людей, которые понимают, что с ними хотят сделать...

От уничтожения существующей пенсионной системы власть останавливает только страх перед эскалацией протеста

В промежутке между приговором Pussy Riot и полетом со стерхами едва не произошло событие, которое имело бы куда более серьезное значение для будущего страны (в стратегической перспективе) и протестного движения (уже этой осенью). И оно наверняка бы произошло, не будь столь накалена общественная атмосфера.

Руководители Минтруда и Пенсионного фонда России едва не протолкнули Стратегию развития пенсионной системы до 2030 года, которая означала фактический демонтаж существующей системы и плавное обнищание будущих пенсионеров на очерченный временной период.

Конечно, в стратегии ничего такого не написано, и у человека, далекого от темы, вообще не будет желания читать до конца 30-страничный документ, который, кстати, несложно отыскать в интернете. К счастью, на него есть профессиональные рецензии, в частности, президента Центра стратегических разработок (ЦСР) Михаила Дмитриева. С некоторыми выводами я считаю необходимым вас ознакомить.

Главный из них, если говорить прямо, состоит в том, что Минтруда и ПФР под видом «косметической» пенсионной реформы планировали существенно разгрузить государство от излишних социальных обязательств. Разумеется, декларируя ровно обратное. Главный посыл «стратегии» — обеспечить так называемый коэффициент замещения на уровне 40%.

Что это за коэффициент? А вот как раз от ответа на этот вопрос и зависит реальный размер пенсий, который нам собирались платить. Сейчас он в России считается так же, как и во всем мире: отношением средней пенсии (по стране) к средней зарплате (по стране). Сейчас это отношение равно 36,8%, то есть чуть-чуть не дотягивает до целевого ориентира. Но еще в 2007 году оно было куда ниже — 25%, и это было стыдно, особенно на фоне нефтяного эльдорадо. В 2008 году прошла валоризация, то есть одномоментное и резкое увеличение пенсий. Сделав этот широкий и, безусловно, социально оправданный жест, государство не подумало об одном — где взять деньги.

И вот, в течение четырех лет путинского премьерства рос трансферт из федерального бюджета в Пенсионный фонд. Пока забота о стариках не столкнулась с новым приоритетом — взбухающими расходами на оборонку. Перед кабинетом Медведева встала нерешаемая задача: найти деньги для всего и сразу. Правительство перекинуло ее на профильное министерство и ПФР. Там, подойдя к решению вопроса с чисто бухгалтерской точки зрения, пришли к выводу: чтобы сократить дефицит, придется сейчас ликвидировать накопительную часть, слив ее в общий котел, а в перспективе — уменьшить размер будущих пенсий. Но, естественно, так, чтобы этого никто не заметил.

Поэтому стратегия и вертится вокруг 40% как якорной цифры. Ведь само по себе процентное соотношение ничего не значит, вопрос — как его считают, что и на что делят.

Так вот, если читать документ внимательно, то выяснится, что 40-процентный коэффициент замещения будет считаться как отношение пенсии к среднему заработку, сложившемуся у работника за период, не меньший так называемого нормативного трудового стажа — 30 лет.

То есть всем не отработавшим 30 лет никаких 40% никто не обещает. Это во-первых. А во-вторых, средняя зарплата за 30 лет будет равна зарплате при выходе на пенсию только в том случае, если она все эти годы была одинаковой. Что практически невероятно. В большинстве случаев зарплата с течением времени растет, а значит, среднее арифметическое будет заведомо меньше, чем зарплата к моменту выхода на пенсию.

По оценке Михаила Дмитриева, в случае реализации стратегии настоящий коэффициент замещения к тому самому 2030 году, если не раньше, снизится до 22—25%. То есть мы вернемся в 2007 год, к ситуации, когда выход на пенсию будет приводить к обвальному падению уровня жизни.

И от этого не спасет высокий текущий доход, который обеспечивал бы солидную прибавку к пенсии в случае сохранения ее накопительной составляющей. Потому что пенсионные накопления авторы стратегии предлагают либо конвертировать в абстрактные «пенсионные права», размер которых будет все же зависеть не от зарплаты, а от стажа, либо передать в добровольную часть пенсионной системы, за которую государство уже никакой ответственности нести не будет. Мол, ограбят вас частники — не обижайтесь.

И вот эта чудовищная афера, прикрытая неизящными арифметическими выкладками, могла быть принята правительством и быстренько трансформироваться в закон, проштампованный Госдумой и подписанный президентом.

Если бы президент, Путин, нутром не чуял, что таким образом он существенно расширит и количественную, и смысловую базу для социального протеста. Ведь ограбить предлагается именно «рассерженных горожан» — относительно молодых, обеспеченных да к тому же образованных людей, которые понимают, что с ними хотят сделать.

Поэтому и только поэтому, если верить «сигналам» из администрации президента, стратегия будет отправлена на доработку и демонтаж пенсионной системы если и начнется, то не в этом году.

А если эти надежды не оправдаются, то сигналы пойдут уже с улицы — с новой силой и с новым качеством.

Алексей Полухин

Комментариев нет:

Отправить комментарий