Старый Ворчун

25 сентября 2012 г.

Индульгенция на грабеж Газпрому

Оригинал взят ув Индульгенция на грабеж Газпрому


Получила продолжение история противостояния между Федеральной Антимонопольной Службой (ФАС) и Газпромом, стремящимся изо всех сил злоупотреблять своим монопольным положением на рынке газа и изымать монополистическую ренту за счёт привилегированного статуса «внутреннего кармана» Кремля и приближенности к ряду высокопоставленных чиновников администрации президента и аппарата правительства.

Ещё летом текущего года, накануне отложенного на 1 июля в связи с предвыборным периодом повышения цен на газ для населения и отечественных товаропроизводителей на 15%, Газпром поднял вопрос о необходимости дополнительного поднятия цен на «голубое топливо» для потребителей на внутреннем рынке на 26,3%. Получив вполне чёткий и ясный ответ из администрации президента (а повышение цен на газ, также как и принятие решений об индексация любых других тарифов российских монополий происходит только по отмашке «сверху»), что в силу политической целесообразности идти на этот шаг недопустимо, Газпром на какое-то время закрыл этот вопрос.

Однако уже в конце лета под разговоры о снижении рентабельности поставок газа на внутренний рынок газовая монополия с новой силой принялась заниматься своим излюбленным делом – откровенным шантажом правительства. Достаточно вспомнить недавнее решение Газпрома заморозить разработку Штокмановского месторождения на арктическом шельфе, которое он увязал отнюдь не со своей собственной неэффективностью и внутрикорпоративным воровством, а с возросшими финансовыми рисками и, прежде всего, двукратным повышением ставок НДПИ в 2011г. А затем последовало заявление руководства Газпрома о том, что газовая монополия намерена отказаться от закупок газа у независимых производителей («Итеры», «Новатэка» и нефтяных компаний) прямо накануне отопительного сезона, что очень сильно напоминает попытку злоупотребления своим монопольным положением.

В силу того, что контроль за газотранспортной инфраструктурой и экспортными поставками отданы на откуп Газпрому, независимые производители оказались поставлены в тупик. Газпром имеет возможность занижать цены для внутренних потребителей (компенсируя возникающие убытки за счёт поставок на внешний рынок по цене в 3-4 раза выше внутренней) и демпингом выбивать с рынка независимых производителей «голубого топлива», не допуская их газа в экспортную трубу. Сжигать газ независимым компаниям оказывается себе дороже – лишь 5% попутного нефтяного газа (ПНГ) можно сжигать без штрафных санкций, а для «Итеры» и «Новатэка» добыча газа и вовсе является основным видом деятельности.

Неудивительно, что Игорь Артемьев, глава ФАС, просто не смог смотреть на откровенный ценовой беспредел российского «национального достояния», превратившегося в «чёрную дыру» и паразита на теле государственного бюджета и всей экономики. В силу искренности высказываний Артемьева, имеет смысл привести их полностью: "Ему («Газпрому» – примечание автора), я думаю, ничего давать не надо. Если попросит, то мы посчитаем его экспортную выручку, посчитаем его рентабельность — на внутреннем, на внешнем рынке. Мы еще много чего ему посчитаем. Я считаю "Газпром" крайне неэффективной компанией, у которой достаточно денег и просто нужно навести порядок в своем хозяйстве".

Яснее и не выразишься. Произвол монополистов и беспредел сырьевых олигархов достигли такого масштаба, а наглость, с которой они залазят в карман государству, нищему населению и загибающейся промышленности, стала настолько вопиющей, что ФАС (наверняка не без отмашки из Кремля), был вынужден в очередной раз ударить по рукам «национального достояния». На самом деле, если Газпром несёт какие-то убытки, которые обусловлены независящими от него факторами, то тогда государству следовало бы согласиться компенсировать ему в полном объёме упущенные прибыли в связи с повышением НДПИ и переносом сроков индексации тарифов.

Но только при одном условии – пойти на этот шаг следует только после проведения комплексного и независимого аудита финансово-экономической и производственной деятельности Газпрома с требованием раскрытия информации о финансовых трансакциях с поставщиками, покупателями, подрядчиками и субподрядчиками. Критически важным является добиться раскрытия структуры себестоимости газа для внутренних потребителей и, прежде всего, состава так называемого «инвестиционного тарифа», которым Газпром объясняет необходимость повышения цен на газ и который, по сути дела, превратился в инструмент масштабного расхищения средств.

Как показывает практика разбирательств с разрушенным РАО «ЕЭС» и РЖД, в составе такого рода «инвестиционных тарифов» можно найти всё что угодно (начиная от уплаты несуществующих налогов и отменённых сборов и заканчивая оплатой услуг оффшорных фирм и фиктивными финансовыми операциями), но только не расходы на финансирование программ модернизации производства, обновления мощностей и выпуска высокотехнологичной продукции с высокой доле добавленной стоимости.

Напомним, что благодаря исключительной близости нынешнего руководства Газпрома к первым лицам Кремля и правительства, газовой монополии удалось пролоббировать заморозку ставок НДПИ для Газпрома на период 2006-2010гг. под лозунги о газификации регионов и выполнении целого ряда социально значимых программ.

Другое дело, что руководители Газпрома, также как и их высокопоставленные покровители в высших эшелонах власти, предпочли умолчать, что львиная доля этих дотаций и субсидий пошла не на развитие производств высоких переделов (в том числе сжиженного природного газа), модернизацию изношенной на 55-60% газотранспортной инфраструктуры и реальную газификацию регионов, а осела на оффшорных счетах аффилированных с Газпромом подрядчиков и субподрядчиков.

И не стоит удивляться тому, что себестоимость строительства одного километра газопроводов на проектах «Северного» и «Южного» потоков в 2-2,5 раза превышает себестоимость строительства аналогичных газопроводов во всех других странах мира. В том числе и в Скандинавии, где компании вынуждены вести свою деятельность в аналогичных по сложности природно-климатических и географических условиях.

Справедливости ради надо сказать, что, действительно, определённый прогресс наблюдается с газификацией регионов – за период 2006-2011гг. на фоне многочисленных громких коррупционных скандалов и повсеместного завышения сметных расходов на капитальном ремонте и строительстве степень газификации регионов России выросла с 53% до 63%.

Однако, во-первых, несмотря на предвыборный угар оптимизма и официозную пропаганду, газификация идёт, главным образом, в благополучных с социально-экономической точки зрения регионах европейской части России и богатых углеводородным сырьём областях. При этом в сельской местности уровень газификации даже не превышает 46,8%, а за Уралом, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке едва достигает 35-40%.

До сих пор подавляющее большинство мелких и средних, а также некоторые крупные населённые пунктов в Сибири и на Дальнем Востоке живут в условиях позднего средневековья с износом базовой энергетической, жилищно-коммунальной и транспортной инфраструктуры на уровне 75-85%, а их жители вынуждены отапливать своё жильё углём и дровами. И это не говоря о том, что до многих из них добраться можно только пешком или верхом на скоте – дороги советской эпохи пришли в негодное состояние, а новые никто так и не построил.

А во-вторых, и это не менее важно, в силу вполне объяснимых соображений умалчивается тот факт, что на протяжении 2006-2011гг. Газпром постоянно повышал цены на газ для населения и промышленных предприятий на 15-25% в год, в результате чего только по официальным данным Росстата цены на газ для населения выросли в 2,7 раз за рассматриваемые 5 лет. А по экспертным оценкам Василия Симчеры (экс-главы НИИ Статистики Росстата), газ подорожал в 10-13 раз для населения и в 15-17 раз для промышленных предприятий за 2000-2011гг., что съело весь широко разрекламированный 9-кратный рост уровня жизни населения и нанесло сильнейший удар по отечественному сельскому хозяйству и остаткам наукоёмкой промышленности.

Другими словами, на фоне скачкообразного роста цен на энергоносители на мировых рынках в 2006-2010гг. руководству газовой монополии не только удалось добиться заморозки НДПИ на 5 лет, но также увеличивать поборы с задыхающейся обрабатывающей промышленности и нищего в своём большинстве населения. И тот факт, что правительство всё-таки решилось поднять НДПИ для Газпрома, вызывает оптимизм - в 2011г. ставка была увеличена на 64%, а в 2012г. на 110%.

При этом в глаза бросаются откровенно мизерные затраты самого Газпрома на газификацию регионов – за период 2005-2011гг. газовая монополия выделила на эти цели 146 млрд. рублей, т.е. чуть больше 20 млрд. рублей ежегодно. И даже запланированное увеличение инвестиционных затрат на модернизацию и расширение газотранспортной инфраструктуры с 29,7 млрд. рублей в 2011г. до 37,6 млрд. по итогам 2012г. не поможет решить проблему аварийного состояния газовой инфраструктуры в Сибири и на Дальнем Востоке. Также как не поможет вывести жителей малых и средних населённых пунктов из средневекового варварства, а экономику муниципалитетов из кризисного состояния.

И это при том, что в одном только 2011г. и по одному только НДПИ недоплата Газпрома в бюджеты всех уровней превысила 300-350 млрд. рублей, а по экспортной пошлине – не менее 400 млрд. рублей. Итого свыше 700-750 млрд. рублей или практически 60% всех прибылей Газпрома. И это не считая многомиллиардных компенсаций за снижение экспортных цен на газ для Украины и Белоруссии, а также в связи с снижением поставок газа по «Голубому потоку» в Турцию.

Более того, львиная доля даже этих откровенно мизерных затрат газовой монополии при полном попустительстве контролирующих органов и многочисленной армии «борцов с коррупцией», насколько можно судить, используются не по назначению. Существенная часть этих средств (по оценкам экспертов речь идёт о 25-40%) осела на оффшорных счетах целого вороха аффилированных с Газпромом подрядчиков и субподрядчиков, либо была с блеском разворована местными чиновниками под разговоры об «эффективном осваивании средств», которые из газификации регионов уже успели сделать весьма прибыльный бизнес и кормушку для безнаказанного обогащения.

Руководство Газпрома считает неоправданным и даже противоречащим нормам ВТО решение правительства поднять ставку НДПИ на 61% в 2011г. и более чем в 2,1 раза по итогам 2012г. По мнению представителей «национального достояния», это приведёт к тому, что рентабельность продаж газовой монополии упадёт с сегодняшних 30-33% до 11% в 2013% и менее чем 7% по итогам 2015г.

Совершенно непонятно, по какой причине Газпром, постоянно прикрывающийся образом «национального достояния» и «государственной корпорации», а также извлекающий колоссальную природно-сырьевую и монополистическую ренту в силу обладания исключительным правом на экспорт газа на внешние рынки и контроля за критически значимой частью газопроводной инфраструктуры, вообще должен заикаться про показатели рентабельности.

А если титул «национальное благосостояния» является лишь удобной ширмой для безнаказанного обогащения, то следует лишить Газпром монопольного права продажи газа на внешние рынки, изъять доступ к единой газотранспортной инфраструктуре и приравнять Газпром ко всем остальным динамично развивающимся независимым газовым компаниям, параллельно организовав масштабную аудиторскую проверку со стороны Счётной Палаты, МВД, ФСБ, ГКУ Президента и т.д. Думаю, что только при одном упоминании о возможности проведения проверки и наведения порядка руководство Газпрома согласится снизить тарифы на газ для населения и отечественных товаропроизводителей на 25-30% с обязательством последующей заморозки на 5-7 лет.


http://www.km.ru/economics/2012/09/...siya-na-grabezh

Комментариев нет:

Отправить комментарий