Старый Ворчун

21 августа 2012 г.

"Политбюро" Путина

Правящего тандема в России больше нет, система управления вернулась к модели советского коллективного властного органа - политбюро ЦК КПСС, только осовремененного. Страной управляет конгломерат конкурирующих за доступ к ресурсам кланов. Восемь лидеров этих кланов политологи включили в основной состав этого самого "политбюро", которое, правда, никогда не собирается на общие совещания. При этом модель выстроена так, что она неработоспособна без участия самого Путина, выступающего в роли верховного арбитра.

Доклад "Большое правительство Владимира Путина и "Политбюро 2.0"" составили президент холдинга "Минченко консалтинг" Евгений Минченко и руководитель аналитического департамента Международного института политической экспертизы Кирилл Петров. Выводы основаны на результатах опроса более 60 представителей политической и бизнес-элиты страны.

В силу "специфики" опрос экспертов был анонимным. Поводом для написания доклада стал опыт, полученный при консультировании регионального бизнеса и элит, рассказал "Газете.ru" Минченко: "Часто возникают ситуации, когда вроде бы идешь по процедуре, и ничего не работает. А начинаешь идти по схеме так называемого "Политбюро 2.0", и процесс лоббирования проходит гораздо легче", - пояснил эксперт.

Первым из восьми приближенных Путина авторы назвали премьера Дмитрия Медведева. Теперь он не член тандема, ему на время пришлось отказаться от самостоятельных политических амбиций. Но аппаратная позиция позволяет ему возглавлять собственную группу с самостоятельным экономическим базисом, в которую входят вице-премьеры, министры, региональные начальники, высокопоставленные юристы в судах, Госдуме и правоохранительных органах и бизнесмены.

К союзникам Медведева эксперты причислили Романа Абрамовича, Александра Волошина и Татьяну Дьяченко.

Еще одну группу в "Политбюро 2.0" возглавляет нынешний руководитель администрации президента Сергей Иванов, он сохранил статус доверенного лица Владимира Путина, его роль - обеспечение внутриэлитного баланса в администрации президента, считают авторы доклада.

Глава "Роснефти" Игорь Сечин, с одной стороны, стремится стать "основным игроком в сфере ТЭКа", с другой - пока сохраняет неформальное влияние на силовые структуры.

К принятию решений эксперты причисляют также нефтетрейдера Геннадия Тимченко и крупнейшего совладельца банка "Россия", а также Национальной медиагруппы, давнего друга Путина и его соседа по дачному кооперативу "Озеро" Юрия Ковальчука. Влиянию последнего предписывают рост именно за счет наличия медийного ресурса.

В политбюро эксперты включили гендиректора госкорпорации "Ростехнологии" Сергея Чемезова (как ранее писала пресса, Чемезов и Путин познакомились и сдружились в ГДР, где работали по линии КГБ - прим. ред.) и мэра Москвы Сергея Собянина. Функцию политического менеджмента вместо переведенного на запасные позиции Владислава Суркова монополизировал "новичок в политбюро" - первый замглавы кремлевской администрации Вячеслав Володин.

Цель всех этих групп - конвертация власти в собственность, передача ее по наследству и легитимизация в России и за рубежом, констатируют политологи. Основные проекты, вокруг которых началась конкуренция, - "большая Москва", развитие Сибири и Дальнего Востока, новый этап приватизации.

Владимиру Путину отводится роль "арбитра и модератора" в поддержании баланса между конкурирующими кланами. В сферу прямого контроля Путина эксперты включили вопросы долгосрочных газовых контрактов, управление газовой отраслью (собственно, "Газпромом"), а также системообразующие банки - ВЭБ, ВТБ и Сбербанк.

Такая модель управления построена за счет пересечения интересов и полномочий, "чтобы все входили в клинч, а дальше верховный арбитр принимал решения", пояснил "Коммерсанту" Евгений Минченко. Конкуренция позволяет "уменьшить потенциал возможного влияния каждой из групп", добавил Кирилл Петров.

Новое российское "политбюро" сформировалось в 2000-е годы, по итогам перераспределения ресурсов от олигархических кланов в пользу силовиков, разрушения медиаимперий и ликвидации большинства региональных режимов, действовавших в логике феодальной вольницы, говорится в докладе.

Вокруг "политбюро" сформировалось несколько элитных кругов - "силовой", "политический", "технический" и "предпринимательский", которые, с одной стороны, являются опорой для него, а с другой - соперниками за влияние, рассказывает "Газета.ru".

Эти элитные круги представляет целый ряд влиятельных игроков - 45 доверенных лиц. Эксперты отнесли их к "кандидатам в члены политбюро". В их числе глава Минобороны Анатолий Сердюков, руководитель службы безопасности президента Виктор Золотов, председатель правления Сбербанка Герман Греф - это так называемые "силовой" и "бизнес" блоки.

Первый вице-премьер Игорь Шувалов и первый заместитель руководителя кремлевской администрации Алексей Громов названы в составе "технического" блока кандидатов.

В "политический" блок попали патриарх Кирилл, а также лидеры парламентских партий и Михаил Прохоров. Причем оппозиционерам, не исключают эксперты, власть может в 2012-2013 годах сдать несколько регионов, чтобы получить возможность критиковать их менеджерские качества.

Кандидатами в члены политбюро названы и главы регионов - Георгий Полтавченко (Санкт-Петербург), Сергей Шойгу (Подмосковье), Рустам Минниханов (Татарстан), а также Рамзан Кадыров (Чечня) как "явный претендент на лидерство на всем Северном Кавказе".

Самыми влиятельными кандидатами в члены политбюро эксперты называют Алексея Кудрина, сохранившего личный контакт с Владимиром Путиным, Александра Волошина как представителя "старосемейной группы", Аркадия Ротенберга, который входит в бизнес-окружение президента. К этой же группе отнесены секретарь Совбеза Николай Патрушев, представляющий "резервный силовой блок", и бизнесмен Роман Абрамович.

В целом система неустойчива, считает Евгений Минченко, в ней слишком много противоречий, а после дела Pussy Riot дополнительное влияние приобретут представители либерального крыла, в том числе Медведев.

Возвращение Путина в Кремль не добавило "Политбюро 2.0" устойчивости, поскольку "образующие его группы нацелены на воплощение противоположных сценариев развития ситуации", отмечают авторы доклада. При этом в кризисный сценарий и "перезагрузку" коллективного органа власти напрямую не играет ни одна из групп, считают они.

Потенциально при таком сценарии развития событий, на первый план, скорее всего, выйдет "семейная" группа, готовая делегировать Волошина или Кудрина, и группа Собянина. Тем не менее, выстроенная в настоящее время управленческая система нацелена на реализацию инерционного сценария, делают вывод эксперты.

На случай кризисных явлений подготовлены две площадки - праволиберальная и левая, патриотическая. Праволиберальную поляну должны будут захватить Прохоров и Кудрин, на левой может появиться Общероссийский народный фронт, созданный в ходе предвыборной кампании Путина или вице-премьер Дмитрий Рогозин.

"Существует вероятность победы реакционного сценария, предлагающего "радикальное оправославливание" власти, силовое подавление оппозиции и курс на противостояние Западу. Однако, учитывая задачи российской элиты, вероятность этого сценария невелика или время его реализации будет непродолжительным", резюмируют авторы доклада.

Комментариев нет:

Отправить комментарий