Старый Ворчун

23 декабря 2011 г.

Тандем просто стремится "удержать власть"

Последнее, рекордно короткое Послание президента Дмитрия Медведева Федеральному Собранию, в ходе которого он объявил масштабную политическую реформу в стране, вызвало у экспертов и СМИ противоречивые чувства. С одной стороны, речь вроде бы идет о широкой либерализации и грядущей смене созданной за годы путинской власти "управляемой демократии" на систему политической конкуренции. С другой - реформа вписывается в стремление нынешней властной группировки "удержать власть" и стабилизировать существующую ныне систему, а заодно угомонить "новых сердитых горожан", которые вышли на улицы с протестами.

Оценивая выступление Медведева, СМИ, обзор которых подготовил сайт "Заголовки", соглашаются, что в целом оно стало ответом на массовые акции протеста и что ряд реформ выглядят вполне революционными. Однако большинства из них он коснулся поверхностно, без разъяснений, и при более пристальном рассмотрении они оказались малопонятными.





Комплексная политическая реформа президента держится на шести пунктах: возвращение прямых выборов губернаторов, упрощение процедуры регистрации политических партий, отмена регистрации по подписям на выборах в Госдуму и региональные заксобрания, изменение принципов формирования Госдумы, сокращение числа подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата в президенты, и увеличение представительства партий в избирательных комиссиях.

При этом в Кремле уверяют, что идея вернуть выборы губернаторов согласована: принадлежала она Медведеву, но из конъюнктурных соображений огласил ее премьер и кандидат в президенты Владимир Путин. Разработка обнародованных накануне инициатив велась в последние три года, в том числе экспертами опекаемого Медведевым Института современного развития.

По словам высокопоставленного кремлевского чиновника, озвученные предложения Путину были известны заранее, воплощать их в законопроекты будут уже в ближайшие два месяца, так что часть предложений оппозиции по части политического устройства страны будет реализована еще при нынешнем президенте. Однако большая часть все же начнет работать уже в следующем избирательном цикле, и именно президенту Путину придется следить за их исполнением.

В этой связи эксперты отмечают, что вместо реальной политической конкуренции может оказаться так, что власть допускает лишь "игру в конкуренцию" - примерно так же происходило во времена Ельцина. "Парламентские выборы может выигрывать любая партия, даже оппозиционная, потому что это вовсе не означает ее прихода к власти", - пояснил "Коммерсанту" профессор факультета истории, политологии и права РГГУ Сергей Черняховский.

Соглашается с ним и депутат Госдумы от "Справедливой России" Алексей Митрофанов: по его словам, эту "схему Ельцина", при которой "вместо открытого контроля был скрытый контроль над оппозиционной Госдумой и губернаторами", вспомнили не случайно. Власти хотят "удержать власть", а это значит, что "всем надо дать свободы побольше", но при необходимости ответственность за все проблемы можно будет повесить как раз на оппозицию.

А эксперты "Газеты.ru", анализируя Послание Медведева, вспомнили не о Ельцине, а о чилийском диктаторе Аугусто Пиночете: на это их навели предложения президента по изменению системы формирования федерального парламента. В частности, речь идет об идее ввести пропорциональное представительство по 225 округам, с тем, чтобы каждая территория имела своего непосредственного представителя в парламенте.

У политиков и экспертов пока нет единого мнения о том, как именно понимать это предложение. В Кремле, Госдуме и "Единой России" уверены, что пропорциональное представительство по 225 округам станет неким аналогом одномандатных округов, по которым до 2007 года избиралась ровно половина депутатов Госдумы.

Вместе с тем профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Григорий Голосов убежден, что Медведев предложил так называемую бинаминальную систему. "Система была изобретена в Чили при переходе к демократии в 1989 году кем-то из советников Пиночета. Ее целью не было закрепление политической монополии, потому что эти советники понимали, что партии, которые поддерживали Пиночета, на свободных выборах, скорее всего, не получат большинства голосов", - пояснил он "Газете.ru".

"Бинаминальная система дает некоторый бонус лидирующей партии, очень серьезный бонус партиям, которые могут претендовать на второе место - в нашем случае это КПРФ, а также кое-где ЛДПР и "Справедливая Россия". И она отсекает малые партии. То есть Медведев одной рукой разрешает регистрировать много партий, а другой рукой, вводя эту избирательную систему, он эти партии от представительства отсекает", - рассуждает эксперт.

Он заключил, что инициатива направлена на стабилизацию существующей четырехпартийной системы, она вполне допускает, что у "Единой России" не будет большинства в Думе, которую изберут в 2016 году, но она гарантирует, что ЕР останется одной из сильнейших партий и у нее будут хорошие, удобные коалиционные партнеры.

Между тем, согласно социологическому прогнозу, партии, включая оппозиционные, рискуют лишиться доверия и тех "новых сердитых горожан", которые стали выходить на улицы и площади, отметил руководитель Центра комплексных социальных исследований Института социологии РАН Владимир Петухов. В отличие от власти "их не волнуют одномандатные округа", а в отличие от оппозиции "их не волнуют перевыборы Думы и политическая конкуренция".

На улицы их - "в основном молодых, выводит беспокойство за собственное благополучие и протест против перекрытых перспектив". И оппозиция рискует потерять их - "если будет спорить с властью о мажоритарных округах и пр. вместо того, чтобы выяснять, что на самом деле происходит с "новыми сердитыми" за стенами государственных и прочих корпораций". И власть не прибавит доверия к себе, если президентские послания, как накануне, "будут адресованы политическому классу, а не тем, кто вышел на площади".

Впрочем, ряд СМИ указывают, что, если бы не протесты, масштабной политической реформы можно было бы ждать еще очень долго. Сам Медведев еще в мае нынешнего года во время большой пресс-конференции сказал, что если выборность губернаторов вернется, то только лет через 10-15, так как "должны созреть предпосылки". А накануне оглашения Послания пресса сообщала, что его главную тему после выборов пришлось срочно менять - до этого Медведев планировал подвести итоги своего президентства и наметить планы на будущее премьерство.

Как полагает "Газета.ru", изменения Медведев все-таки адресовал митинговавшим, отметив, что "понимает тех, кто говорит о необходимости перемен". "Надо дать всем активным гражданам законную возможность участия в политической жизни", - сказал президент. Однако, как подчеркивает "Независимая газета", глава государства при этом ни разу напрямую не заговорил о причинах митинга на Болотной площади в Москве, ни разу не произнес словосочетания "фальсификация выборов".

По мнению главного редактора издания Константина Ремчукова, речь президента рождает ощущение "революции сверху": "Недавно считалось, что прямые выборы губернаторов еще 100 лет не будут реализованы. Не прошло и года-полутора, как стало известно, что общество изменилось. После Болотной площади выяснилось, что назначать нельзя, поскольку это подрывает легитимность власти. Реформа стала реальной перспективой".

То, что Послание стало реакцией на происходящее в стране, отмечает и глава фонда "Эффективная политика" Глеб Павловский. "На Болотную площадь выходят дети системы, которая начала себя изживать. Люди хотят перемен, в регионах образовалась реальная политическая сцена, с которой выступают далеко не только радикалы", - сказал он "НГ".

Вместе с тем Павловского беспокоит, что провозглашенные Медведевым реформы могут оказаться просто комплексом мер, которые "запаздывают и поэтому мало кого сегодня уже могут впечатлить". А Николай Петров из "Карнеги-центра", на которого ссылаются "Ведомости", вынес такой вердикт: реформа мало того что половинчатая, она крайне запоздала и сейчас нужна Кремлю больше, чем гражданам.

Если полгода назад такие меры были бы актуальны, то теперь ситуация развивается слишком динамично: никого не интересует, как будут выбирать через пять или семь лет, всех волнуют выборы, которые идут. Поэтому послание Путина, которое зачитал Медведев, общество не успокоит, резюмирует политолог.

Два законопроекта президент внес в Госдуму уже в пятницу. Еще накануне "Единая Россия" заявила, что реформы будут воплощены в жизнь "срочно".

Первый направлен на смягчение требований к созданию и деятельности партий. Он предписывает, что с 1 января 2013 года политическая партия должна насчитывать не менее 500 членов, представляющих не менее 50% регионов страны без требований к минимальной численности в региональных отделениях. Для сравнения - сейчас в партии должно быть не менее 45 тысяч членов, причем она должна иметь региональные отделения численностью не менее 450 человек более чем в половине субъектов РФ, в остальных - не менее 200.

Второй проект закона касается отмены необходимости сбора подписей избирателей для участия в выборах в Госдуму или региональное заксобрание партиями, не представленными в соответствующем парламенте. Таким образом, только общественные объединения, не являющиеся политическими партиями и обладающие статусом избирательного объединения на выборах в органы местного самоуправления, должны собирать подписи в поддержку выдвинутых ими кандидатов. В настоящее время для участия в думских выборах непарламентские партии собирают не менее 150 тысяч "автографов" в свою поддержку.

Что касается выборов президента, то для них сохраняется нынешнее требование о сборе подписей избирателей политическими партиями, не представленными в Госдуме и региональных органах госвласти не менее чем одной трети субъектов РФ. Однако число собираемых ими подписей существенно уменьшено.

Так, в поддержку кандидата на должность президента указанные партии должны собрать не менее 100 тысяч подписей избирателей. С 2 миллионов до 300 тысяч сокращено число подписей, которое необходимо собрать в свою поддержку кандидату, выдвинутому в порядке самовыдвижения.

Последнее Послание президента Медведева Федеральному Собранию стало самым коротким за четыре года его правления и длилось всего 64 минуты. В 2008 году он выступал 85 минут, в 2009-м - рекордные 100 минут, в 2010-м - 72 минуты.

Темп речи, произнесенной 22 декабря 2011 года, оказался рекордным для Дмитрия Медведева - 101 слово в минуту, тогда как три предыдущих послания он в среднем оглашал со скоростью 97 слов в минуту. Рекорд Владимира Путина (112 слов в 2007 году) устоял.

Речь главы государства 35 раз прерывалась аплодисментами, тогда как годом ранее - лишь 28.

Самыми употребляемыми в Послании традиционно стали слова "надо", "нужно", "необходимо" и их словоформы - они прозвучали 50 раз (годом ранее - 66 раз). "Государство" и "Россию" президент упомянул 42 и 40 раз соответственно. В число лидеров также попали слова "год" (20 раз), "страна" (19 раз) и "развитие" (18 раз). Местоимение "мы" Дмитрий Медведев употребил 45 раз против 52 раз в 2010 году, 81 раз - в 2009 году, 92 - в 2008-м.

Показательно, что глава государства почти не говорил о "будущем" (всего 5 раз). Годом ранее он употребил это слово 31 раз. Также стремительно в его послании стало меньше слов "модернизация" (13) и "инновация" (3 упоминания). В 2010 году производные от этих слов он использовал 24 и 6 раз соответственно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий