Предлагаемый Россией договор с США и НАТО по поводу создания ЕвроПРО содержит ограничения для американских противоракет, на которые Вашингтон не сможет пойти ни при каких обстоятельствах. Москва предлагает сократить число противоракет и установить их там, где российские баллистические ракеты для них будут недоступны. Кроме того, предлагается оснастить ЕвроПРО противоракетами с ограниченной скоростью полета.
Несмотря на очевидную провальность этого плана, президент Дмитрий Медведев все же считает, что шанс договориться есть. В минувшую пятницу глава государства дал постпреду РФ при НАТО Дмитрию Рогозину поручения по итогам саммита G8 в Довиле и карт-бланш на прямые переговоры с лидерами западных стран. В июне Рогозин посетит Францию и Великобританию, в июле - США, возможно, он будет обсуждать договор по ПРО также в Италии, Нидерландах и Турции.
В свою очередь министр обороны Анатолий Сердюков в среду на заседании в Брюсселе Совета Россия-НАТО на уровне министров обороны попробует обосновать необходимость принятия Западом российского договора по ПРО. Готовить почву с прошлой недели в Брюсселе начал замминистра обороны Анатолий Антонов.
Как пояснил генерал, ситуация в последнее время по проблеме ПРО очень сильно изменилась: если раньше Россия говорила: "Нет, нет и еще раз нет", то теперь она соглашается на планы Вашингтона по размещению противоракет, но на определенных условиях. Несмотря на усилия российской делегации, достичь понимания по этому вопросу пока не удалось.
Как пояснил замминистра обороны, договор строился на основе утверждений американцев, что ЕвроПРО создается для защиты от ракет средней и малой дальности. Таким образом, для выполнения этих задач скорость перехватчиков должна быть ограничена, к примеру, 3,5 км/сек. Располагать же их российская сторона предлагает на пути траектории ракет малой и средней дальности.
Пояснить географию размещения Анатолий Антонов отказался, однако, по мнению экспертов, российская сторона будет возражать против Польши, Румынии, Турции и Болгарии.
В договоре должно быть строго прописано число размещаемых противоракет и места радиолокационных станций (РЛС) - подальше от российских границ. "Когда под предлогом угрозы с Ближнего Востока создают эшелонированную ПРО с возможностями использования до 1000 противоракет, ежу понятно, против кого это", - пояснил Рогозин. Он пожаловался, что пока американцы на предложения Москвы о сокращении числа ракет отвечают полным молчанием.
Как отмечает газета, вероятность, что США пойдут навстречу России по договору в сфере ПРО с подобными ограничениями, равна нулю. Лишать себя возможности беспрепятственных действий с ПРО, полученной после выхода Вашингтона из договора 1972 года, не будет ни одна американская администрация.
Проблема размещения США элементов ПРО в Европе остается острой не первый год. Вашингтон убеждает Москву, что противоракеты не будут направлены против российской территории. Однако в Москве в эти уверения не верят. Президент Медведев внес предложение строить евроПРО совместными усилиями на основе секторального принципа ответственности. При таком подходе РФ контролировала бы воздушное пространство над своей территорией и территорией Польши, Литвы, Латвии и Эстонии, НАТО следила бы за безопасностью другой части Европы.
Перед недавним саммитом "большой восьмерки" в Довиле Медведев напоминал о праве РФ разорвать Договор о СНВ и грозил новой гонкой вооружений. Перед саммитом в Довиле кремлевская администрация выражала надежду, что Медведев сможет достичь договоренности с американским лидером Бараком Обамой, однако этого не произошло. Президент РФ, комментируя провал переговоров, заявил, что вопрос, возможно, будет решен только к 2020 году, чем вызвал недоумение западной прессы.
Заместитель министра обороны Анатолий Антонов заявил, что дальнейшее развитие ситуации в области ПРО, в том числе и перспективы сотрудничества, зависит от многих факторов, однако дальнейшие прогнозы генерал делать отказался.
Как отметил Антонов, подписание договора о ненаправленности средств ПРО США и НАТО против России - одно из условий предлагаемого Москвой сотрудничества. Как подчеркнул замминистра, по понятным причинам российская сторона рассчитывает на гарантии, что эта система не сможет быть использована против нее.
Анатолий Антонов уверен, что договоренность по ПРО между РФ и США может быть достигнута. Как напомнил замминистра обороны, в момент обсуждения договора о СНВ скептики тоже не верили в реальность его подписания. "Поэтому, если мы будем также работать над соглашением по ПРО, результат может быть не хуже", - добавил Антонов.
Представитель Минобороны считает, что в любом совместном проекте, в том числе и по ПРО, можно начинать с малых шагов, с экспериментов. Однако нужно четко и ясно представлять конечные цели такого взаимодействия. Россия согласна обсуждать что-либо только в том случае, если ее берут в качестве равноправного партнера, отметил Антонов.
Генерал подчеркнул, что российская сторона не использует ультиматумы в диалоге по ПРО и не навязывает секторальный подход партнерам. "Если кто-то предложит другой вариант решения, который нас устроит, почему бы с ним не согласиться. Главное, договориться о взаимоприемлемых условиях сотрудничества", - считает Антонов.
Как отметил замминистра, если договоренности по ПРО достичь все же не удастся, Россия вынуждена будет принять жесткие ответные меры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий