Президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон, направленный на усиление охраны авторских прав. Законом предусматривается внесение поправок в часть 4 Гражданского кодекса (ГК) РФ, отвечающую за авторское право. Одна из них, на первый взгляд самая несущественная, уже вызвала бурную реакцию в ряде СМИ и среди блоггеров.
Речь идет о поправке в статью 1273, где оговариваются случаи, когда допускается свободное воспроизведение в личных целях без согласия автора и выплаты вознаграждения.
В прежней редакции статья гласила: "Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения:
1) воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений;
2) воспроизведения баз данных или их существенных частей;
3) воспроизведения программ для ЭВМ, кроме случаев, предусмотренных статьей 1280 настоящего Кодекса;
4) репродуцирования (пункт 2 статьи 1275) книг (полностью) и нотных текстов;
5) видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи;
6) воспроизведения аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях".
Новым законом в первый абзац внесено только одно словосочетание, и теперь он звучит так: "Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином при необходимости и исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения..."
Весьма популярно эту сомнительную поправку объяснил в эфире радиостанции "Вести FM" журналист Максим Кононенко: "Вот пошли вы в магазин и купили там кинофильм. Принесли его домой. И захотели его посмотреть. Так вот теперь вы можете сделать это только при необходимости. Если же необходимости смотреть этот фильм у вас нет, но вы его все равно воспроизведете, вы будете должны заплатить правообладателю авторские отчисления".
"Вот еще более интересный случай, - продолжил он. - Заходите вы, например, в Живой Журнал и видите там какое-то видео. Нажимаете на кнопку "просмотреть" и смотрите. Но ведь никакой необходимости просматривать именно это видео у вас нет! Значит, как только вы нажали на кнопку "смотреть", вы стали должны правообладателю".
Далее публицист пускается в логические рассуждения: "Поскольку в Гражданском кодексе не сказано ни слова о том, кто эту самую необходимость будет определять, открываются очень интересные перспективы. Универсальной формулировкой про необходимость можно усовершенствовать практически любой закон. Возьмем, например, Конституцию. Статья 20. Каждый имеет право на жизнь. При необходимости. Или, скажем, статья 35. Право частной собственности охраняется законом. При необходимости".
"Вот, скажем, знаменитый проект закона "О полиции". Статья 5. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения прав и свобод граждан, их законных интересов, уважения их достоинства. При необходимости. Или статья 8. 2. Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права. При необходимости", - сыплет примерами Кононенко.
"Вот вы скажете, что это бред и такие законы законами не являются, потому что непонятно, как их исполнять. И я соглашусь с вами. Однако же в Гражданский кодекс это вот "при необходимости" все же вписали. И теперь тоже непонятно, как его исполнять. Видимо, теперь лучший способ соблюдать авторские права - вообще никакую авторскую продукцию не потреблять", - заключает он.
Так же оценил новый закон блоггер danchenko-07: "Такая норма ставит под вопрос правомерность поведения всех лиц, осуществляющих копирование в личных целях, в том числе и тех, кто просто включает комп и входит в интернет".
"Норма носит коррупционный характер, т.к. закон не устанавливает критериев "необходимости", а правоприменителю предоставляется возможность исходя из его субъективной оценки устанавливать, была такая необходимость или нет и, соответственно, извлекать из этого выгоду. Осталось только догадаться - кому это выгодно?" - задает риторический вопрос блоггер.
А топовый блоггер Антон Носик напоминает, что эта поправка в прошлом году уже была отклонена "в связи с ее явной бредовостью и правовым нигилизмом, а теперь ее снова вносят в прежнем виде...".
"Мне, конечно, хотелось бы жить в правовом обществе. Но когда такую х**ню тащат в законодательство - остается лишь порадоваться, что Россия таковым не является и не пытается стать", - делает вывод блоггер.
Действительно, еще в прошлом году эксперты предупреждали, что интернет-пользователю будет трудно доказать в суде, что скачивание, к примеру, картинки было необходимо ему в личных целях. При этом нарушение авторских прав может повлечь штраф от 10 тысяч до 5 миллионов рублей, а если был нанесен крупный ущерб, пользователь может угодить за решетку на срок до двух лет, подчеркивала старший юрист "Яндекса" Ульяна Зинина.
Как сообщает "Интерфакс", новый закон направлен на реализацию обязательств России в рамках переговоров по присоединению к ВТО и предусматривает приведение ГК РФ в соответствие с Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Этим законом также ограничиваются случаи предоставления принудительной простой (неисключительной) лицензии на использование изобретения, относящегося к технологии производства полупроводников. Кроме того, исключается возможность освобождения от ответственности производителей технических средств, предназначенных для устранения технических мер защиты авторских прав.
Изменения также исключают возможность отказа в государственной регистрации товарного знака, тождественного доменному имени, права на которое возникли до даты приоритета товарного знака. Такое изменение необходимо в связи с тем, что соглашение ТРИПС не относит доменное имя к числу охраняемых объектов, следовательно, нет оснований для противопоставления его товарному знаку, отмечается в пояснительных документах к закону.
Кроме того, поправки обеспечивают предоставление охраны таким наименованиям, которые, хотя и не содержат название географического объекта, тем не менее, идентифицируют объект как происходящий с определенной территории.
Закон принят Госдумой 24 сентября и одобрен Советом Федерации 29 сентября.
Медведев также подписал закон "О внесении изменений в федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", ужесточающий лицензионные требования для предприятий - производителей оптических носителей с содержанием, защищенным авторским правом или смежными правами.
В соответствии с документом в выдаче лицензий на воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений программ для ЭВМ, баз данных и фонограмм на любых видах носителей будет отказано лицам, у которых такая лицензия была ранее отозвана по решению суда.
Кроме того, предусматривается, что одним из требований для обладателей лицензии будет наличие на праве собственности оборудования для осуществления лицензированной деятельности.
Разработчики закона считают, что он позволит создать дополнительные условия для предотвращения правонарушений в этой сфере.
Комментариев нет:
Отправить комментарий